106
0
Никита Елисеев

Корни и крылья

В большом дощатом доме (без архитектурных излишеств) неподалеку от железнодорожной станции Вырица расположена библиотека. И не только. Там еще и музей писателя-фантаста, палеонтолога Ивана Ефремова.

 

Вдова писателя Таисия Иосифовна передала музею рукописи, фотографии то, что вернули из КГБ после посмертного обыска 5 ноября 1972 года.

 

Человек двадцатых

 

Вообще-то, музей мог бы расположиться в шикарном двухэтажном, хоть и деревянном, доме, принадлежавшем отцу Ивана Ефремова, Антипу (Антону) Харитоньевичу Ефремову. Дом был признан объектом культурного наследия. Признание не помогло. Бывшее при советской власти владение табачной фабрики имени Клары Цеткин, в девяностые перешедшее к частному владельцу, в нулевые пустовавшее, в ночь с 7 на 8 мая 2014 года сгорело.

Антип, он же Антон, был крепким купцом-старовером со странностями. Будущей жене он пообещал жениться только тогда, когда она родит ему сына. Дочь, родившаяся в 1906 году, в счет не шла. Только сын, только наследник. Обещание купец исполнил спустя два года после рождения сына Ивана и спустя год после рождения сына Василия, в 1910 году, тогда же сменил свое имя Антип на Антон. Антип/Антон был вхож в крупные деловые круги Петербурга, первое имя казалось ему неблагозвучно-простонародным. Он арендовал лесопильную фабрику у владельца Вырицы Виттгенштейна. С 1897 года он был компаньоном английского предпринимателя Мэтью (Матвея Яковлевича) Эдвардса. Вместе с ним покупал земли и лесные угодья вокруг Вырицы, а затем продавал земли под дачное строительство.

Иван Ефремов без особой радости вспоминал свое вырицкое детство, в особенности отца: «...Семья-то была самая что ни на есть обыкновенно мещанская, с жестоким деспотизмом отца, как то принято у староверов, внутренне глубочайше некультурная». Это вообще было свойственно людям двадцатых годов рваться прочь из традиционной, скрепной империи. Им «хруст французской булки» у немногих и лапти на ногах у большинства поперек горла. И тоска, невыносимая тоска, столь свойственная скрепам с традициями. Уже став знаменитым ученым и знаменитым писателем, Иван Ефремов ни разу не приехал в Вырицу, где стоял шикарный, пусть и деревянный, дом, пусть и принадлежавший теперь табачной фабрике имени Клары Цеткин. Ностальгического вздоха про золотое детство у палеонтолога и фантаста и помину не было. Никаких корней, только крылья в туманность Андромеды. В светлое коммунистическое будущее.

Впрочем, большую библиотеку купец-старовер все же собрал. Так полагается у больших, богатых людей. Или полагалось. Если богат, то должен быть образован, должна быть библиотека. Не Антип какой-то, Антон, пусть и Харитоньевич. Сын Антипа/Антона, Иван, оказался талантливым, в четыре года умел читать, в шесть прочел Жюль Верна. Почему-то полюбил тяжелые предметы: часовые гири, ступки, утюги, камни.

 

Приключения палеонтолога

 

Стоит заметить, что в Вырице, где теперь его музей, Иван Антонович Ефремов прожил недолго, с 1908 года по 1914-й. Летом этого года Антон/Антип отправил свою жену с тремя детьми в Бердянск. Врачи прописали младшему сыну купца-старовера южный климат. Знал бы купец-старовер, какой южный климат его детям предстоит... С 1914 по 1917 годы Иван в бердянской гимназии. Запоем читает фантастику, приключенческие романы и научно-популярные книги. В 1917 году, после Февральской революции, в России были фактически узаконены разводы (до того развестись в империи было более чем трудно). И мать Ивана Ефремова развелась со своим мужем. Дистанционно, так скажем.

В 18-м перебралась в Херсон, к незаконнорожденной дочери своего бывшего мужа (широко жил купец-старовер), – все же родственница. В том же году вышла замуж за командира Красной армии. В 19-м году покинула город вместе с мужем и его отрядом, оставив троих детей на попечении «все же родственницы». В конце того же года внебрачная дочь купца второй гильдии умерла от тифа. Дети выжили чудом. В 20-м они оказались в Очакове. Во время штурма и бомбардировки города Иван был контужен. Результат заикание на всю жизнь. Прибился к автороте РККА. Научился водить автомобиль. Дошел с авторотой до Перекопа. Демобилизовался. Вернулся в Очаков. Не нашел брата и сестру. Приехал в Херсон, узнал, что отец был в Херсоне, забрал своих детей в Петроград. Поехал в Петроград.

Жил в Петрограде, нашел отца, брата и сестру, самостоятельно. Окончил школу экстерном, работал грузчиком, пильщиком дров, шофером. Познакомился с академиком, палеонтологом Сушкиным. С 1923 по 1924 год отправился на Дальний Восток, плавал матросом на судне по Охотскому морю. Дрался со шпаной. В 1926-м был на Каспии командиром гидрографического катера. С 1927-го года в науке, не окончив высшего учебного заведения. Степень кандидата биологических наук получил в 1935 году по разделу «Палеонтология» без защиты диссертации по совокупности научных заслуг. Участвовал в 31 экспедиции в Средней Азии, Монголии, на Дальнем Востоке, в Приуралье, 26-ю экспедициями руководил: 17 экспедиций были палеонтологическими, 14 геологическими. Открыл (отрыл) новый тип вымершего водоплавающего ящера, «глубинного крокодила», каковой назвал именем своего учителя, академика Сушкина, Bentosuchus suchkini. Стал создателем тафономии, науки о закономерностях захоронения останков ящеров.

 

Фантастика и обыск

 

И это само по себе любопытно и парадоксально: ученый, который изучал допотопных чудовищ, реконструировал их, называл «глубинного крокодила» именем своего любимого учителя, в беллетристике своей описывал светлое будущее или прекрасную античность, населенные немыслимыми красавицами и красотками, словно с любимой его картины Семирадского «Фрина на празднике Посейдона». Здесь видится коллаж представьте себе эту картину: голая, пышная красавица среди сияющего средиземноморского полдня, такая же пышная природа, погода, и рядышком с красоткой посередь этого великолепия… тираннозавр, или лабиринтодонт, или «глубинный крокодил», бентозухус сушкини...

Вообще-то, такой коллаж Иван Ефремов сам сделал в лучшей своей книге, антиутопии «Час Быка», эпиграф к которой (выдуманный самим писателем и ученым) лучшее, что он написал в литературе: «Час Быка час свирепой тоски перед рассветом, когда лошади и быки ложатся на землю спать».

Фантастические рассказы Ефремов пытался писать всю жизнь. Печатать их начал в начале соровых. Однако всерьез занялся фантастикой, только когда отошел от научной деятельности. Надорвал себе сердце, не смог ходить в экспедиции, а кабинетным ученым он быть не мог. Выдумщиком, фантазером мог. Так совпало, что это случилось тогда, когда фантастике и детективу в советской культуре был дан карт-бланш.

Классический тоталитаризм сторонится фантастики и детективов. Они (в классическом тоталитаризме) на обочине культуры. В нацистской Германии, например, детективы были просто запрещены. Упадочный жанр, англо-саксонский. Почему так происходит не знаю. Может, потому, что детективы имеют дело с язвами общества а какие в нашем обществе могут быть язвы? Какие грабежи, какие убийства? О чем вы? А фантастика vollens-nollens предполагает свободу выдумки? А свобода и тоталитаризм две вещи несовместные.

Так или иначе, но расцвет советской фантастики и советского детектива пришелся на пору хрущевской оттепели. Самой первой ласточкой этой весны стала утопия Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». В истории культуры, в истории литературы эта книга занимает прочное, никем не оспоримое место. Это последняя и весьма убедительная коммунистическая утопия.

Если подумать, то вполне закономерно, что уроженец Вырицы, сын купца-лесопромышленника, человек двадцатых годов, обменявший корни на крылья, стал автором одной из самых страшных и… убедительных антиутопий «Час Быка». Хэппи-энд «Часа Быка» как-то не очень… убедителен. На эту книгу обратил внимание сам председатель КГБ Юрий Владимирович Андропов. В служебной записке в ЦК извещал об антисоветской вылазке классика советской фантастики. Книгу (уже опубликованную в журнале) выпустили отдельным изданием только после личной двухчасовой беседы Ефремова с министром культуры СССР Петром Ниловичем Демичевым (прозвище Ниловна).

Однако слежка за Ефремовым была установлена. Ефремов это понял, иначе бы не написал такую записку своей жене наставление, что надо делать после его смерти: «Помнить, что все письма, не экспедиционные, не семейные, записи, фото, адреса ничего не сохранилось с периода 1923–1953. Я все уничтожил, опасаясь, что в случае моего попадания в сталинскую мясорубку они могут послужить для компрометации моих друзей. По тем же причинам я не вел личных дневников. Но вот на что обращай самое тщательное внимание, соблюдай самую максимальную осторожность. Одно дело, пока ты со мной в случае чего тебя не тронут из-за меня, если, конечно, самого не тронули бы. Оставаясь одна, ты подвергаешься опасности любой провокации и при твоей доверчивости и прямоте можешь пострадать...»

То, что произошло после смерти Ивана Ефремова, сам Ефремов не выдумал бы. Фантазии бы не хватило. Фантазия у него работала в другую сторону. Спустя месяц после смерти фантаста в квартиру его вдовы вломились с обыском. 11 человек с миноискателем и рентгеновским аппаратом. Одна из женщин, участвовавшая в следственном мероприятии, с сочувственным удивлением сказала: «Ой, писатель, а всего две комнаты, и потолки такие низкие...» Тем не менее в двух комнатах рылись много часов. Пожилой следователь Хабибуллин время от времени глотал валидол. Забрали все. Потом тщанием вдовы вернули почти все. Оставили рукопись, присланную из города Фрунзе без обратного адреса: «Диалектика ХХ века» (антисоветский материал), монгольскую булаву и тяжелую деревянную трость, в которой был острый железный стержень (холодное оружие). Что искали? Почему обыскивали? Неведомо до сих пор. В 91-м году следователь московского УКГБ Соловьев в интервью журналистам рассказал, что дело было инициировано начальником московского УКГБ, Игорем Аладьиным, каковой полагал, что Иван Ефремов во время одной из своих экспедиций был убит и подменен… английским шпионом.

Бред очевиднейший, но недавно опубликованное спецсообщение зампрокурора города Москвы заместителю Генерального прокурора СССР свидетельствует: наверное, так оно и было, черным по белому, дело открыто «для проверки личности» патриарха советской фантастики и основателя науки тафономии. Если это так, то товарищ Аладьин прочел очень много детективных и фантастических романов. Ей-ей, стоит зайти в вырицкий музей Ивана Ефремова, человека двадцатых годов, обменявшего корни на крылья, поглядеть, что вернули после обыска люди, готовые прильнуть к родимым корням.

 

если понравилась статья - поделитесь: