21 октября 2021
72
Дмитрий Синочкин

Поворот на «Осинку»

Следователям придется реанимировать закрытые и приостановленные уголовные дела, заведенные по жалобам и заявлениям садоводов из СНТ «Осинка» и экологов.

Мобильная версия для смартфонов и планшетов

Руководитель СК РФ Александр Бастрыкин провел видеоприем жителей Всеволожского района. Повод возник, можно сказать, случайно: на селекторном совещании, прошедшем неделей ранее, под раздачу угодил молодой (26 лет) следователь Владислав Мегрелов.

После разноса Мегрелов попал в больницу; его коллеги, как пишет «Фонтанка», готовы были чуть ли не уволиться в знак протеста... Но это все «кухня», для нас важно, что проблемы Всеволожского района оказались в центре внимания могущественного ведомства.  В том числе – история с присвоением оборонных земель, незаконными вырубками и криминальными схемами при организации СНТ.

Непосредственно с заявителями общался руководителя следственного управления СК РФ по Ленобласти Сергей Сазин.

Дело СНТ «Осинка» вел как раз Владислав Мегрелов. «Мы пришли к нему год назад, принесли все бумаги, со схемами, с описанием правонарушений. – говорит один из участников встречи, член Общественного экологического совета при Минприроды РФ Сергей Грибалев. - Он поначалу загорелся, увидев фактуру, а потом как-то остыл, стал тянуть время. И только на днях мы узнали, что Мегрелов уже в ноябре 2020-го написал отказ в возбуждении уголовного дела. Нам он об этом не сообщил».

 

Предыстория

В 1997 году решением правительства часть земель Минобороны была переведена в «сельхозку» и передана муниципалам, в том числе – в Сертолово. Садоводство «Осинка было образовано в 1998 году, «для военнослужащих и членов их семей»: 193 участка, 26,45 га.

В 2011 году правление СНТ обратилось в районную администрацию за расширением владений – еще 19,9 га. Чиновники утвердили акты выбора участка, затем – проект организации застройки территории, включая земли общего пользования – 8,5 га.

При этом, как у нас бывает, «дополнительные» земли, переданные садоводам, оставались лесными и входили в кварталы 124 и 132 Морозовского военного лесничества.

В 2013 году лесники обнаружили незаконные вырубки, составили акт «о лесонарушении» и оштрафовали СНТ на 37 млн рублей. В ходе проверки выяснилось, что в акте выбора участка категория земли не указана. Решение правительства РФ о переводе лесных земель в другую категорию отсутствует.

Департамент Рослесхоза так и написал: район превысил полномочия, предоставление участка под расширение садоводства является незаконным. Информация была направлена в 88-е отдел полиции Всеволожского района. (КУСП № 3367 от 17.092014). Вырубки продолжались.

В 2020 году ситуацией заинтересовался общественный совет при Минприроды. Ответ из Морозовского лесничества: «...СНТ «Осинка» в целях расширения грубо нарушило нормы действующего законодательства, вследствие чего участок перешел в собственность физических лиц и юридического лица». Акты о нарушениях были направлены в военную прокуратуру...

 

Схемы

Разграничение лесных и муниципальных земель – история непростая, правонарушения допущены много лет назад. Странно другое: зачем СНТ понадобилось «расширяться», дополнительно претендовать на спорные участки с неопределенным статусом?

Садоводы из инициативной группы уверены, что здесь работает несложная схема. С 2011 по 2014 год садоводство увеличилось вдвое: со 193 до 388 участков.

Причем это происходило нетривиально. Обычно организаторы СНТ приходят к муниципалом со списком: вот, граждане хотят заняться садоводством. И требуют предоставить надел из нераспределенных земель. В «Осинке» все происходило иначе. Садоводство прирастало по одному, по два, по три надела. Но часто. И по каждому такому эпизоду сертоловская администрация выпускала отдельное распоряжение. 

Земля в СНТ по закону предоставляется бесплатно. Новых «дачников» принимают в товарищество оптом. На собрании объясняют: зато у нас будет детская площадка, зато нам проведут газ и подключат водопровод! Через какое-то (недолгое) время большинство «новичков» продают свои участки – уже за рыночную цену, от 1,5-2 млн за 10 соток.

Схема первая. Владельцами участков становятся доверенные лица и члены семей сотрудников местной администрации. В том числе – тех, кто напрямую связан с решением вопросов о предоставлении дополнительных участков, о выделении мощностей и пр. Это не криминал: закон напрямую не запрещает. Но конфликт интересов – налицо.

Схема вторая. Участки, оформленные на подставных лиц, вскоре перепродаются. Здесь уже есть признаки незаконного предпринимательства: по закону СНТ – некоммерческая организация, создается «для досуга и отдыха граждан». Глава МО «Сертолово» Юрий Ходько в интервью изданию «Невские новости» назвал эти участки «коммерческими». (См. здесь). По данным, опубликованным в соцсетях, у членов семьи г-на Ходько тоже есть участки в «Осинке»...

Схема третья. Значительную часть работ на территории выполняют компании, связанные с некоторыми собственниками. Например, Александр Смирнов – гендиректор компании «Леноблстрой», которая оборудовала в «Осинке» детскую площадку; действующий председатель СНТ Надежда Полищук – также сотрудница компании «Леноблстрой». Г-н Смирнов также является учредителем компаний «Роса» и «Росток». У гендиректора «Росы» Юрия Жукова – четыре участка в садоводстве; фирма «Росток» оплачивала работы по газификации, и теперь СНТ – ее должник. Сын экс-председателя СНТ Алексея Ференца Артем Ференц – соучредитель компаний «Леноблстрой» и «Стройпроект»; фирма «Стройпроект» выполняла для СНТ проект дренажных канав, проездов и электросетей. Многие предприятия из этого «куста» («Леноблстрой», «Роса», «Росток») зарегистрированы на Караванной, 1. Там же находится офис ЛДПР.

В кулуарах областного парламента Сертолово давно считается «вотчиной» либерал-демократов. Передача заказов по благоустройству «дружественным» фирмам – тоже не криминал. При условии, что отчетность в порядке и что контракты одобрены общим собранием. И, конечно, если расчет производился в деньгах, а не «бесплатными» участками. 

Финансовая непрозрачность – одна из главных претензий садоводов к правлению. Многолетний председатель Алексей Ференц был смещен в 2016 году. По заявлениям садоводов возбуждено уголовное дело. Вроде бы в кассе обнаружилась недостача в 16 млн рублей... В 2019 году арбитраж признал г-н Ференца банкротом. Подробностями по уголовному делу «Пригород» не располагает.

«Несогласные» (более 50 человек) полагают, что сейчас Алексея Ференца будут делать крайним (за ним действительно числится много странных финансовых операций), но реально денежными потоками в СНТ, а также загадочными приращениями площади управляли и управляют совсем другие люди, пока остающиеся за кадром.

По мнению инициативной группы, председатель СНТ Надежда Полищук также не заинтересована в раскрытии предыдущих сделок и контрактов. Активисты - в меньшинстве: многие из «новых» садоводов понимают, что приобрели сомнительные наделы, боятся потерять оплаченные участки и будут против любых проверок. «Несогласным» живется непросто: не пускают на участки, режут шины, угрожают...

 

Перспектива

Активисты из СНТ «Осинка» надеются, что при изучении «замыленных» дел будет дана надлежащая оценка деятельности не только правления СНТ, но также чиновников сертоловской и районной администрации. Есть вопросы к выделению земли под садоводство у границ «Осинки» (в водоохранной зоне!) юридическому лицу – ТСН «Современная деревня» (подробнее см. здесь).

Самого пристального внимания заслуживает попытка отдать под застройку 25 га леса у поселка Песочный, возобновившиеся вырубки и земляные работы в 6-м квартале (рядом с СНТ «Защита»), создание ДНП «Спутник» в лесной зоне у Большого озера... Кстати: что с лесом на территории ДНП «Цветочная поляна» в Юкковском СП – уже вырубили или еще нет – участки-то из военных стали частными, ровно как в «Осинке».

В соцсетях отставку прокурора Бориса Маркова также связывают с пристальным вниманием федералов к «обычаям делового оборота» сложившимся во Всеволожском районе. И к многолетнему бездействию правоохранителей.

Редакция «Пригорода» не склонна полагать, что следователь Мегрелов был как-то особенно некомпетентен. Скорее всего, нет – такой же, как и все.

В том и беда.

 

если понравилась новость - поделитесь:


Последних
новостей