Вот и снег пошел...

И дачу закрыл, и ворота на замок. Вот и снег пошел.
Когда я слышу это, то невольно напрашивается продолжение из замечательного израильского юмориста Аркана Карива (эмигрант из СССР, разумеется). «Мой семилетний брат подошел к окну, глянул на заснеженную улицу, заложил руки за спину и голосом секретаря обкома из советского фильма задумчиво произнес: «Вот и снег пошел, а мы ни ..я к зиме не готовы». Извините, вот еще одна интересная книжка появилась.
Равенство
Вот эту книгу, «Краткая история равенства», надо прочитать обязательно, не пугаясь большим количеством графиков и диаграмм. (Как там в «Бумбараше»? «Картинки и таблички пропускаю, а в пролетарскую суть вникаю».) Автор этой книги — один из самых известных современных экономистов, Тома Пикетти. Без хотя бы упоминания его труда «Капитал XXI века» не обходится ни одна серьезная экономическая работа современности. Пикетти первым обратил внимание на обвальный рост неравенства во всем мире после 70–80-х годов ХХ века. Первым провел пугающую параллель. Неравенство во всем мире сейчас такое же, каким оно было перед Первой мировой. А это значит, что, если не попытаться сократить это растущее неравенство, то мир ждут такие проблемы, перед которыми Первая мировая война и все, что за ней последовало, покажутся «невинной детской игрой в крысу». «Краткая история равенства» — популярное, сокращенное изложение рассуждений Тома Пикетти. Не такое, впрочем, популярное и сокращенное, как у меня. Так я и не Тома Пикетти. Почему я эту книгу настоятельно рекомендую здесь? Да потому что именно здесь (по понятным причинам) идеи эгалитаризма, равенства, мягко говоря, не в моде. Наелись равенства при Советах — спасибо. Вот и почитайте. Убедитесь, что и эгалитаристы (уравнители) мыслить умеют. И считать. Не все ж желто-бульварные романы чрезвычайно талантливой Айн Рэнд читать.
Пикетти, Тома. Краткая история равенства. Пер. В. М. Липки под научной редактурой Александра Павлова. — М., 2023 — 384 с.
Русско-немецкое
Симона Тридер «Наши русские годы» в замечательном переводе Елизаветы Голубевой. Про жизнь немецких спецов, которых вывезли после войны в СССР. Кстати, в этой книжке сообщено, что и американцы вывозили спецов в США. Парадоксальная разница. Американцы вывозили спецов и их семьи по-военному: все необходимое, встали-пошли. Советские — сутки на сборы. Хотите забирать с собой рояль? Забирайте. К эшелону, который вез немецких спецов в Россию, было приторочено несколько товарных вагонов с вывозимым имуществом. Зато потом чуть не все немецкие спецы остались работать в Америке. Немецкие спецы, которые жили много лучше и советских спецов, не говоря уже о рабочих, как только стало возможно выехать (понятное дело, при Хрущеве) — пулей, стремглав, отрясая прах: кто — в ГДР, кто — в ФРГ, но только не здесь. Хотя пейзажи — хорошие, пейзажи просто ай-люлю.
Странное на меня впечатление произвела эта книжка. Может, от того, что Симона Тридер применила некий литературный прием, который меня покоробил, что ли... Она описывает жизнь своей мамы, дочки немецкого специалиста, вывезенного в Россию. И не только ее жизнь, но и жизнь других… переселенцев. Использует письма, дневниковые записи, а то и личные, ей рассказанные, воспоминания. Но она воображает себя своей мамой в юности, часть повествования пишет от ее имени, как если бы она во всем этом жила. Для меня не работает. Честнее и лучше было бы опубликовать письма, дневники, личные воспоминания с комментариями, разумеется. Лиризм (особенно девичий) не очень подходит к описанию некоторых ситуаций. Впрочем, есть еще одно обстоятельство, которое я хотел бы оговорить. Умом я жалею немецких инженеров и их семьи, попавшие под колесо истории. Кто я такой, чтобы требовать героизма от тех, кто оказался под прессом тоталитарного режима? Попробуй-ка ему посопротивляйся. И что толку от твоего сопротивления. Но сердцем... Есть один эпизод в книге, который меня заинтриговал. В клубе городка, где работают немцы, должны показать первый восточно-германский фильм «Убийцы среди нас» (1946). Название — хорошее. Немцы идут смотреть: Берлин покажут! Их родной город, пусть и разрушенный, но родной. А им показали документальную картину «Битва под Сталинградом». Возмущенная мама ведет свою дочку после просмотра киноленты и твердит ей: «Но… какая неделикатность! Там же НАШИ МАЛЬЧИКИ погибали, а нам это показывают!» То есть вы и ВАШИ МАЛЬЧИКИ учинили мировой коллапс, развязали войну, нарушили все возможные права, от прав человека до международного права, а вам за это деликатное обхождение и (как говорили советские следователи) «талон на усиленное питание»? Извините, раз страна оказалась в таком дерьме, никто вас за это винит, но принять наказание за свою страну стоит с пониманием и смирением. Коллективную ответственность никто отменить не может. Такое вот впечатление у меня от весьма интересной и информативной книжки про немецких спецов в послевоенном СССР.
Тридер Симон. Наши русские годы: вывезенные в СССР семьи немецких специалистов. Пер. Елизаветы Голубевой. — СПб., 2023 — 288 с.
если понравилась статья - поделитесь: