19 июня 2025
226
Дмитрий Синочкин

Мечта из универмага

Компания Wildberries примеривается к торговле недвижимостью, вплоть до совершения онлайн-сделок.

Мобильная версия для смартфонов и планшетов

Руководитель маркетплейса Татьяна Ким сообщила, что идут переговоры с крупными девелоперами. В перспективе пользователи смогут бронировать и оплачивать квартиры на маркетплейсе так же, как сегодня заказывают автомобили или модульные дома.

Вообще-то подобные попытки уже были в 2021 году Ozon запускал пилотный проект c компаниями «Кортрос» и «Эталон»; вроде бы дело не пошло. Заявление Wildberries выглядит продолжением той же логики: от онлайн-рекламы к полноценной онлайн-сделке, отмечает Максим Ельцов, гендиректор «ПИА Недвижимость». 

По мнению редакции «Пригорода», здесь есть некое неустранимое противоречие. Маркетплейсы - хоть Wildberries, хоть Ozon - «заточены» под покупку и доставку стандартного товара. Того, который можно покупать «не глядя», по описанию. В крайнем случае (не подошло) - вернуть.

Жилая недвижимость - квартира, а в особенности загородный дом - максимально персонализированный товар. Он подходит (или не подходит) именно вам, а не кому-то вообще. И как можно купить загородный дом, не потратив несколько дней на осмотр, не прикинув дорогу в зависимости от сезона и прочие особенности? Впрочем, если речь про модульные дома - это, действительно, весьма специфическая категория.  

На рынке есть группа покупателей, которые приобретают объекты «не глядя» (например, апарты), но это инвесторы, они не про «жить», а про финансовые потоки.

Впрочем, возможно, могущественной электронной коммерции удастся преобразовать многолетние и прочно (казалось бы) укоренившиеся привычки потребителей. Как это произошло с чтением бумажных книг и прессы.

По мнению экспертов, участникам рынка все чаще придется готовить «рекламный контент» не под запросы будущего покупателя, а под особенности его электронного помощника, ИИ-ассистента. Два алгоритма будут общаться между собой, решая, что вам больше подходит…

Частный загородный дом - предельная форма handmade, «ручной работы». Е-коммерция - на другом полюсе, витрина всемирной фабрики «для всех» - на самом деле ни для кого конкретного. Интересно, что получится при скрещивании.

Мнение эксперта

Дмитрий Новосельцев, руководитель "1-ой Академии недвижимости":

- Отношусь к этому процессу со скепсисом, не совсем понимаю, как будет организована в этом случае проверка на юридическую чистоту объекта и продавца. Есть масса нюансов. Если продавец в предбанкротном состоянии и впоследствии станет банкротом, сделку могут аннулировать. У объекта недвижимости могут быть неочевидные проблемы: расположение в охранной зоне, ВРИ не соответствует и т.п. Как будет обеспечиваться безопасность расчётов? Как будет осуществояться приёмка объекта? И как будет оформляться процедура возврата, если объект не подошёл?  Попытки заменить риэлтеров уже предпринимались Сбером в проекте Домклик, но заменить не получилось. Классифайды Авито и ЦИАН тоже пытались, и тоже не получилось обойтись без риэлтеров. Слишком уж ответственная и личная сделка для каждого покупателя и продавца, особенно если речь идёт о загородной недвижимости. Возможно, ИИ и WB в простых случаях (без цепочек) могут заменить риэлтера на этапе подбора вариантов. Но пока для WB это скорее PR-акция. В лучшем случае на сегодняшнем этапе можно будет продавать типовые квартиры в новостройках от проверенного застройщика.

 

Вадим Новиков, девелопер проекта КП «Оберег»

- Маркетплейс не сегодня-завтра, видимо, сумеет продавать стандартизованные лоты или юниты, то есть квартиры/апарты в многоквартирных домах от крупных застройщиков с полной документацией. Тут всё законодательно «причёсано», и риски минимальны. Многие застройщики в погоне за «новыми технологиями» заключат любые «кабальные» договоры с 3-4 общеизвестными маркетплейсами - вопрос в величине комиссии. Это нормально. Уже другое поколение стало целевым: им что «лабубу» купить, что лабуду…

 Однако выбор, который делает покупатель хорошего загородного частного дома - противоположен всем этим «технологиям». И внимательный покупатель никогда не доверится ИИ. Сегодня ИИ-ассистент - комплекс алгоритмов поиска и анализа доступных данных с выдачей результата по запросу. Запрос опирается не имеющиеся данные. Данные бывают верифицированные и нет. ИИ пока качественно умеет только в первое. На загородном рынке как ни в каком другом сегменте много факторов, которые опираются на неполные данные, недостаточные, приблизительные сведения; некоторые можно увидеть/учесть только при личном визите, некоторые - вообще не вычисляются, приходится делать допушения. 

Разговоры экспертов о возможных продажах/анализе набора частных домов через ИИ упираются в проблему верификации проектных и технологических решений при постройке дома. Вторичный рынок - отдельная история.

Тенденция на сегодня простая: стандартизация и унификация решений начинает преобладать во всех сегментах, в том числе - в загородном домостроении. (Иначе не продать). В дорогом сегменте еще долго будет сохранять ключевая роль экспертизы застройщика, грамотный (от опыта) анализ рисков и личные, иногда не сформулированные предпочтения покупателя.

 

Алексей Баринов, руководитель направления «Коттеджные поселки» компании «ФАКТ»:

- ИИ вполне может облегчить задачу для покупателя при поиске объекта. Это следующий этап эволюции рекламы: все начинало с бумажных объявлений, потом появились БН и другие подобные издания, классифайды, наконец - электронные агрегаторы: ЦИАН, «Авито» и др. И они неуклонно совершенствуются, в том числе - с применением ИИ. Включая определенные моменты манипуляции клиентом. Использование ИИ-ассистента для более тщательного и кастомизированного поиска вполне понятно и естественно.

Но это никак не отменяет - особенно для загородной недвижимости - собственной экспертизы: необходимости выезжать, оценивать объект на месте. Эта часть сделки остается за человеком (покупателем), и передоверить ее алгоритму в ближайшее время никак не получится.

 

Владимир Гаврильчук, генеральный директор компании «Адвекс. Недвижимость»:

- Пока это все прожекты. Думаю, в будущем возможно участие искусственного интеллекта в сделках с недвижимостью. Но мне сложно представить, что человек будет принимать решение полностью на основании мнения ИИ-ассистента, стопроцентно ему доверяя. До этого пока далеко. В любом случае, чтобы принять решение о покупке, нужно понимать: нравится или не нравится. Искусственный интеллект не заменит эмоций. Я пока не знаю ни одного знакомого кто купил таким образом хотя бы кроссовки. Не говоря о квартире.

Сейчас это просто маркетинговая акция, продвигающая компанию с быстро растущей и очень большой капитализацией.

Рис. сделан с участием нейросети Kandinsky 3.1.

если понравилась новость - поделитесь: