Довлатов против вертикали

Вертикальная иерархия российской литературы стала ломаться только в советское время.
Мобильная внрсия для смартфонов и планшетов
Уже давно в Петербурге Дом культуры Льва Лурье проводит фестиваль «День Д», «день Довлатова». Программа фестиваля обширна. В неё входят и лекции. В этом году издали сборник лекций, в разное время прочитанных в «день Д».
Лекции, помещённые в нём, не о самом Довлатове, а о той среде, которая его сформировала и которую он обессмертил своими короткими печальными и донельзя смешными юморесками. В конце концов, над всей прозой Довлатова можно поставить мотто, эпиграф из «Высокой болезни» Пастернака: «Я говорю про ту среду, / с которой я имел ввиду / сойти со сцены и сойду...».
Это очень важно для Довлатова и его текстов. Потому что Довлатов ломал феодальную (и на мой взгляд), вредную традицию русской культуры: великий писатель могильной плитой ложится на всех своих современников. Если есть Пушкин, то какая разница, что рядом с ним пробегал …
Баратынский или Вяземский, или Кюхельбекер, не говоря уж о Бенедиктове? Шекспир (к примеру) не задавливает плитой своих современников, а поднимает их: и Бена Джонсона, и Флетчера, и Марло. Вертикальная (иерархическая) традиция русской культуры стала ломаться (как ни странно) в советское время.
Если обэриуты, то вслед за Хармсом и Заболоцким поднимутся и Введенский, и Олейников. Если барды, то следом за Высоцким кто только не поднимется – от Окуджавы до Щербакова.
Вот и Довлатов делал то же самое с литературным подпольем и полуподпольем Ленинграда. Поэтому и в сборнике «Вокруг Довлатова» речь идёт о неформальной жизни ленинградских литературных журналов (Андрей Арьев) и о неформальной культуре блокадного/послеблокадного Ленинграда (Полина Барскова), о кружках и литературных салонах Ленинграда 60-х (Татьяна Никольская) и о советской армии 60-х (Константин Шломов), о Викторе Сосноре (Валерий Дымшиц), и о Сергее Вольфе, и о втором и третьем поколении ленинградской «неофициальной» поэзии (Валерий Шубинский), и о книге «Святыни Санкт-Петербурга», сначала самиздатской, а нынче многажды переизданной (Александр Кобак), и о том, кто победил Советский Союз: хиппи или яппи (Дмитрий Травин).
Все эти и о..., исполняют обязанность Сергея Довлатова, настоящего хронографа настоящего Ленинграда времён застоя. И его жителей, интеллигентных и неинтеллигентных.
Вокруг Довлатова: Материалы чтений «Дня Д». 2020-2023. Сост. Л. Я. Лурье – Спб., «День Д», 2024 – 215 с.
если понравилась новость - поделитесь: