Темные источники
Ни у какой другой национальной литературы нет столь очевидно «женского лица»: Астрид Линдгрен, Сельма Лагерлеф… Причем если в прежние времена шведские писательницы сочиняли добрые сказки со счастливыми финалами, то теперь они заняты детективами и триллерами. Вот и Карин Альвтеген пишет исключительно о несчастьях.
«Стыд» — не исключение. Моника — главный врач одной из стокгольмских клиник, привлекательная и молодая еще женщина. Со стороны никто не усомнится в ее полном благополучии, но она несчастна, а причина ее душевных страданий уходит далеко в прошлое. Другая героиня романа — полная противоположность Моники. Озлобленная, неопрятная, ожиревшая до безобразия старуха — вот что представляет собой Май-Бритт. Она сидит безвылазно в своей социальной квартирке, смотрит телевизор, ворчит на толстую собаку Сабу и беспрестанно ест. Ей тяжело даже вставать, но помогающих ей по хозяйству социальных работников Май-Бритт ненавидит — почти так же, как саму себя. Что может быть общего у этих столь непохожих друг на друга женщин? Обе живут в мире, который закрыт от всех, потому что там — тайна, страшная и постыдная. Обе не могут открыть ее никому, но вдруг происходят события, разбивающие башню молчания. Чувство вины грозит уничтожить жизнь Моники, стыд разоблачает и Май-Бритт.
Не знаю, как отнеслась бы к роману своей внучатой племянницы Астрид Линдгрен, но Карин действительно удалось забраться глубоко. Быть «инженером человеческих душ» фру Альвтеген явно нравится, и, пожалуй, ее вполне можно отнести к числу прилежных и способных учениц Ф.М. Достоевского.
Александр Пронини
если понравилась статья - поделитесь: