Она была... женщиной
31 мая в Галерее дизайна/bulthaup открылась выставка «Эйлин Грей: возвращение». На выставке представлены свыше тридцати объектов, сочетающих модернистскую логику и простоту с комфортом и аристократическим шиком — предметы мебели, светильники, ковры.
Среди предметов выставки — знаменитый многофункциональный столик E 1027 из стекла и хромированной стали, кресла Bibendum и Non Con-formist, стол Menton, трансформирующийся из письменного в кофейный. Особое место в экспозиции займет ширма Brick Screen: разработанная в 1920-е, она была впервые выпущена лимитированной серией из 75 экземпляров в 2011-м, став, по мнению журнала Wallpaper, лучшим re-edition года. Оригинал был продан незадолго до этого на аукционе Christie's за 1,3 млн евро.
Эйлин Грей (Eileen Gray, 1878 — 1976) почти всю жизнь прожила в одиночестве, придумывая вещи — удобные, оригинальные и очень смешные — и строя для них дома (в которых сама же и жила). Хотя ни тому, ни другому она формально не училась. У баронессы Эйлин Грей не было архитектурного образования, и проектировать мебель ее нигде специально не учили. Она всегда работала в одиночку, и это было основой ее неповторимости. Ей не удавалось продавать и раскручивать свои идеи. В начале новой эпохи, провозгласившей функционализм и чистоту линий, она одинаково виртуозно работала в старинной японской технике лака и с новым материалом — металлическими трубками, хронологически опережая многих архитекторов, которым хромированная мебель принесла мировую славу. Ее имя так и не стало известным за пределами узкого круга профессионалов и немногочисленных коллекционеров. Основной проблемой Эйлин Грей было то, что она была женщиной в преимущественно мужском архитектурно-художественном мире. И то, что она порой видела дальше, чем ее великие современники. Ле Корбюзье, Рене Хербст, Экхарт Мутезиус, члены группы De Stijl ей этого не простили, а она была слишком аристо-кратична, чтобы доказывать факты. Ее хорошо знали до конца 30-х, потом на 40 лет она практически выпала из «тусовки». Возвращение состоялось только в 1970-х, и это было возвращение победителя. В 1972 Грей получила престижное звание «Королевский дизайнер для промышленности», состоялись ее ретроспективные выставки в Великобритании, Австрии, США. В 1973 Арам Зеев, основатель и владелец шоу-рума дизайна Aram Store в Лондоне, обратился к ней с предложением выпускать ее объекты. Эйлин Грей лично контролировала все стадии подготовки к производству, внося необходимые коррективы.
Сегодня объекты по дизайну Эйлин Грей производятся немецкой компанией ClassiCon, а оригиналы занимают заслуженное место в коллекциях ключевых музеев современного искусства и дизайна.
Игорь Гришин
г д е, к о г д а
Галерея Дизайна/bulthaup — Большая Конюшенная, д. 2.
Время работы: пн.–сб. — с 11.00 до 20.00, вс. — с 11.00 до 19.00 (вход свободный).
если понравилась статья - поделитесь: