Финансы поют мазурку
С начала 2012 года доля накоплений россиян уменьшилась до минимальных за последние три года значений: 7,1% на конец первого квартала. (В марте 2011-го этот показатель составлял 10,2%, в марте 2010-го — 15,8%.)
При этом граждане стали тратить больше, чем заработали: расходы в том же первом квартале превысили доходы на 259 млрд рублей (на 3,1%). Деньги, конечно, взялись не из воздуха: граждане снова охотно берут кредиты.
Аналитики осторожно предполагают, что посткризисная модель финансового поведения («запас карман не тянет») сменяется другой стратегией (если упрощать, что-то вроде «однова живем!»). При этом реальные доходы граждан практически не увеличились или выросли незначительно.
Чувствуете ли вы эти перемены в поведении ваших покупателей (и потенциальных клиентов)? Надолго ли утвердится новая модель?
Дмитрий Майоров, генеральный директор компании «Русь:НТ»:
– Покупатели с разными доходами распоряжаются ими по-разному. Мы не наблюдаем импульсивных трат или настроений типа «все, сейчас можно покупать». И все же хочу отметить, что время экспозиции заметно сократилось по сравнению с кризисным периодом — с полугода до трех месяцев в среднем.
Хорошие результаты весенних продаж в «Особом статусе» мы связываем, скорее, с отсутствием конкурентных предложений такого же уровня, а также с тем, что повышается степень готовнос-ти проекта. Плюс фактор сезонности.
Хочу отметить, что стратегия покупательского поведения может иметь существенные региональные отличия. Например, в Москве сделки проходят более динамично, как правило, клиент не вдается в мелкие детали покупки. В Питере к выбору подходят очень скрупулезно: присматриваются к домам, изучают схожие предложения, потом долго ведут переговоры, консультируются с юристами…
Игорь Голдобин, генеральный директор компании «БиГ-Дюрисол»:
– Статистика Центробанка отражает динамику потребительского кредитования в целом. А в нее попадают покупки не такие значимые, как дом: люди сегодня даже бытовую технику покупают с использованием кредита.
Возможно, общий рост кредитования будет сопровождаться увеличением доли «плохих» долгов, просрочек и пр. Банки, чтобы снизить риски, увеличат ставки — и все снова вернется к норме. Такие циклы уже были.
По моим наблюдениям, представители среднего класса и граждане с достатком, как правило, потребительские кредиты не берут, либо берут с умом (точно зная, из каких источников будут отдавать) и под определенные цели. Дома покупают вполне обеспеченные люди, и существенных перемен в поведении наших покупателей мы пока не почувствовали.
А вот если бы банки давали кредиты под малоэтажное строительство, целевые и на приемлемых условиях — вот тогда мы бы точно заметили изменение в поведении наших покупателей.
Сергей Михайлов, руководитель проекта «Юкковское»:
– Фиксировать подобные перемены в поведении наших клиентов довольно сложно. Люди, которые приходят к нам, как правило, готовы внести большую часть денег в момент заключения договора.
А сумма сделки весьма существенная. Так что мы можем только делать осторожные предположения о том, что у граждан есть либо некоторые накопления, либо просто свободные средства.
Стоит также заметить, что поведение наших клиентов может не соответствовать «большим закономерностям», которые отражаются в статистике. Мы имеем дело с успешными предпринимателями, а это связано как раз с понятиями финансовой ответственности. Если тратишь больше, чем заработал, — на рынке не удержишься.
С другой стороны, спрос на рынке загородного жилья в первом квартале 2012 года и в начале второго квартала действительно вырос. Причем некоторая часть клиентов проявляет интерес к возможностям кредитования и к рассрочкам. Полагаю, это свидетельствует о популярности идеи загородного проживания не только среди людей, способных позволить себе все и сразу. Некий симптом уверенности в завтрашнем дне…
Люди готовы воспринимать идеи и предложения рынка. Но вместе с тем и страх, порожденный событиями 2008 года, еще остается в сознании общества.
если понравилась статья - поделитесь: