Дом на колесах
Смесь французского (то бишь английского) с нижегородским никогда к хорошему не приводила. Можно, конечно, называть караванером туриста-автолюбителя в авто с прицепом или в автодоме, управляющего им и проживающего в нем. А эту разновидность автотуризма — караванингом. Можно парусные гонки называть яхтингом, а яхтсмена — яхтингером. Впрочем, русский язык и так порядочно замусорен всякими маркетингами, инжинирингами и, не к ночи будь помянуты, мерчандайзерами.
Пристрастие европейцев к путешествиям в автодомах привело к серийному производству этих транспортных средств и существенному росту кемпингов, особенно в Германии, Италии, Нидерландах, Франции. На территории каждой из этих стран имеются не менее 300–310 рейтинговых кемпингов. А менее презентабельных кемпингов со стоянками для автодомов (скажем, как у нас) насчитываются тысячи. До сотни подобных кемпингов имеются у каждой из наших ближайших соседок — Финляндии, Польши, Латвии, Литвы, Эстонии.
У нас же в европейской части и вплоть до Алтая насчитывается около 40 кемпингов. О какой-либо «звездности» или рейтингах речь просто не идет. Открытый в 2011 году кемпинг в Суздале и, в мае 2012 года, Baltic Parking можно считать первой серьезной заявкой на европей-ский уровень.
С наивной мечтой о том, что приобретение автодома избавит в дальнейшем от серьезных затрат, придется расстаться. Такая машина стоит от 1,5 до 6 млн рублей, и это не по-следний расход. По статистике, автодомом (кемпером) пользуются активно 2–2,5 месяца в году. Ну, еще короткие поездки на праздники, пикники, охоту, рыбалку. Автодом нуждается в стояночной площадке, желательно — неподалеку от дома.
Впрочем, можно взять кемпер в аренду. Маршрут поездки на выбранном для аренды автодоме (кемпере) предварительно согласовывается с арендодателем. При этом может быть оговорен суточный лимит пробега, например 400 км/сутки. Запрещается использовать арендованный кемпер в условиях бездорожья. Единовременно взимается сервисный сбор в размере 6000 руб. (куда помимо заправки биотуалета, газовых баллонов и пр. единоразовых услуг входит и страховка ОСАГО). Чаще всего сданный в аренду чисто вымытый и заправленный автодом должен быть возвращен в таком же состоянии. Бронирование кемпера осуществляется на условиях предоплаты в размере 9–10 тысяч рублей (она засчитывается при оплате аренды). Залог (30–40 тысяч) покрывает страховую франшизу и служит обеспечением для возможной компенсации ущерба и оплаты штрафов после возврата кемпера. Суточная аренда колеблется в пределах 8–9,5 тысяч (компании «Автокемпер», «Лаура», «Яхты на колесах») при длительности аренды до 14 дней. При аренде от месяца и более она снижается примерно до 6,5–7,5 тыс. руб. в сутки. (Аренда автодома с пробегом будет примерно на 10–12% ниже.) В итоге двух недельная безаварийная поездка обойдется в 130–140 тысяч. А 10 таких поездок почти покрывают стоимость бюджетного отечественного автодома.
Исторически (причем без очевидного предварительного сговора) сложилось так, что компании, сдающие автодома в прокат, выставляют клиенту почти одинаковые условия. Возраст водителя должен быть не ниже 23 лет, а водительский стаж — не менее 2 лет (хотя такой водительский ценз просто ничтожен и небезопасен).
Теперь о дорожных расходах. Суточная стоянка автодома в российском кемпинге (с проживанием в нем) обойдется в 550–1500 рублей. Но это не везде. Например, в кемпинге отеля «Ольгино» за стоянку автодома берут по 550 рублей с каждого (!) члена экипажа. Но есть альтернатива. Если экипаж селится в номере отеля, то парковка бесплатная.
За проезд по нашим дорогам плата пока не взимается. На дорогах Европы — свои тонкости. Так, в Германии дороги и автобаны формально бесплатные (плата за дорогу входит в стоимость бензина). В странах с платными дорогами можно расплачиваться специальными дорожными картами и, конечно, наличными. При въезде на платную дорогу может стоять будка с кассиром (как у нас на ЗСД) или только автомат (как в аэропорту Пулково). Есть еще вариант, оплата «виньетками», что-то вроде сезонного билета (на сроки от нескольких дней до года). Купил — и езжай смело, но только там, где она действует. Иначе — суровый штраф и тю-тю следующая виза.
Автопутешественники всех мастей стараются стать членами одной из двух крупных европейских организаций. Это Международная федерация кемпингов и караванеров и Международный туристический альянс (AIT). Члены AIT не только пользуются информационной базой альянса, но и имеют ощутимые скидки и прочие дорожные удобства по программе Show your Card. Во всем нужна воля и энергия. Белорусский клуб автомобилизма (БКА) стал членом AIT сразу же после создания, в 1998 году. Мы, к сожалению, пока на обочине. Клубы, лиги, даже национальная ассоциация караванинга — подобные общественные образования плодятся у нас ежегодно десятками. Некоторые из них даже собираются сертифицировать наши кемпинги. Большинство клубов не поддерживают никаких связей или же не признают друг друга. В общем, «всероссийский гуляй-караван». Но две совместно действующие организации все же удалось найти. Это Лига караванеров (Москва) и Клуб автопутешественников (Санкт-Петербург). Их совместный проект, промо-тур Visit Russia, празднично стартовал 8 мая из только что открытого в Стрельне кемпинга Baltic Parking. Участниками (помимо россиян) стали представители автоклубов и кемпингов из Латвии, Литвы, Польши, Словакии, Хорватии, Чехии. «Новорожденному» кемпингу были вручены памятные клубные вымпелы в знак признания высокого уровня.
По задумке организаторов маршрут промо-тура прошел по дорогам Петербурга и Лен-области. Затем Новгород, города Золотого кольца, Москва, Смоленск, Минск. В Москве участники автопробега включились в международную выставку Caravanex–2012 (17–20 мая).
Кстати, о выборе маршрута. Наметить его по нашим справочным электронным картам сложно из-за отсутствия точной информации как о самой дороге, так и о местах возможных стоянок. Помощь стала приходить от программы Enjou the best (участники: Латвия, Эстония и Россия). Подробнейшая карта-путеводитель (печатный и электронный варианты) с проложенными автомаршрутами «…для гурманов и путешественников с детьми». Здесь и российский кольцевой маршрут вокруг Ладожского озера, и около десятка маршрутов из Петербурга в города Эстонии и Латвии, вплоть до Палдиски и Юрмалы. В путеводителе указаны не только тип дороги, каждый пункт остановки имеет GPS-координаты. По плану программы до 2013 года будет выпущено еще несколько подобных карт.
Лидер продаж фургонов, прицепов и мини-домов, всевозможной атрибутики в Европе — компания Hymer. С моделями других фирм — Adria, Carthago, Dethleffs, Euro Mobil, Giottiline, Hobby — можно было познакомиться на ежегодной выставке Caravanex в Москве. Предлагаемые производителями автодома бывают «полуинтегрированными» и «интегрированными». Первые — серийные, на базе Fiat, Ford, Peugeot, Mercedes, Renault. Вторые — эксклюзив с уникальным дизайном и ценой. После осмотра и знакомства с американским автодомом Fleedwood в памяти невольно всплывала расхожая фраза: «Хожу и жмурюсь…» Компания «АвтоМегаДом» (официальный представитель компании North Trail в России) предлагает его за 5 млн рублей (образец пропорции «цена — качество»). Отечественные варианты автодомов на базе ГАЗель 4х4 и UAZ Patriot 4х4 предлагаются за 1,5 млн руб. Автодом на базе полноприводного «Мерседес Бенц» потянет на 6 млн руб., на базе КАМАза — не менее 5 млн, а на базе УРАЛА 4320 — и все 10 млн. Последние два варианта — для чисто русского сафари: топтать тайгу и сшибаться с сохатым или кабаном лоб в лоб без всяких последствий для автодома.
Nota Bene
Все-таки хочется понять: тяга к странствиям, всякие пешие походы, автодома и караванинг, яхты и яхтинг, малая авиация — блажь, хобби или что-то посерьезнее?
Судя по отзывам, получается, что чаще всего это форма терапии. Вернувшиеся обычно отмечают улучшение состояния здоровья и высокий тонус (ну, если кто не вернулся, с того и спроса нет). Казалось бы, вот тебе и национальная идея…
к сведению
Автотуризм получил мировое развитие по двум основным направлениям: «сафари» и «караванинг». Первое предполагает поездку по дикой природе в «мирных» или охотничьих целях. Второе — путешествие по странам и континентам с проживанием в купленном (или арендованном) автофургоне. Первый автодом, чем-то напоминающий современный, был сделан компанией Bristol Carriage Company в 1880 году. Караванинг зародился в Германии в 30-х годах прошлого столетия.
У нас отдых и досуг развивались в рамках госпланирования, по линии домов отдыха, санаториев и курортов. Поезд, автобус, самолет — основные средства доставки. Владельцев авто можно было пересчитать по пальцам. Можно сказать, что первые робкие попытки караванинга были сделаны в нашей стране еще в советское время, на закате «хрущевской оттепели». Тому свидетельство — бешено популярный кинофильм «Три плюс два», созданный в 1963 году.
Николай Шаров
м н е н и е
Алексей Игнатович, координатор Клуба автопутешественников:
– Клуб объединяет прежде всего энергичных людей (назовем их руководителями проектов), каждый из которых способен организовать экспедицию, автопробег или автопоход, рейд внедорожников, караван-тур и пр. Членство в клубе свободное, без вступительных взносов.
При подготовке самостоятельного автопутешествия особое внимание обращайте на попутчиков. Помните, что люди привычные вам в общении за столом, могут в дороге повести себя совершенно неожиданным образом. Прежде чем ехать с кем-то далеко и надолго, совершите контрольный выезд на 2–3 дня. Многое станет ясно.
Не лишним будет в путешествии GPS-навигатор с заранее введённым маршрутом, местами ночевок, остановок и т.п., если до этого не приходилось им пользоваться.
Геннадий Большаков, менеджер проекта Baltic Parking:
– Гостиничный комплекс, стоянка на 40 парковочных мест для автодомов или жилых прицепов, своя причальная линия для яхт и катеров — все это только первый этап развития кемпинга Baltic Parking. Открытие состоялось, и это главное.
Следующий этап — расширение парковки до 500 мест с необходимой инфраструктурой (энерго- и водоснабжением, местами утилизации отходов, охраной и пр.). Надеемся в будущем получить европейскую сертификацию, например ADAC (Германия) или ASI (Италия).
если понравилась статья - поделитесь: