По колее «Сапсана»
Через Приозерское направление может пойти поток грузовых поездов. По предварительным расчетам, железнодорожный трафик вырастет вдвое. Это ставит под сомнение планы превратить Приозерский район в рекреационную зону, привлекательную для туристов.
Проект скоростной трассы между Петербургом и Хельсинки предусматривает разделение скоростного и грузового направлений. Специалисты Ленгипротранса разработали технико-экономическое обоснование и рассмотрели четыре альтернативных варианта: «Парголово — Выборг — Бусловская», «Сосново — Житково — Выборг», «Ушково — Выборг», «Лосево — Каменногорск». К дальнейшей разработке был рекомендован четвертый вариант.
Его суть в том, что на Приозерское направление переносится грузовое движение с Выборгского. Уже сейчас на отрезке от Петербурга до Сосново плотность движения составляет 110–112 поезда в сутки: каждые 13–16 минут — состав или электричка.
Грузовые поезда с Выборгской ветки увеличат интенсивность движения практически вдвое — до 214 поездов в сутки.
По правилам технической эксплуатации железных дорог Приозерское направление превращается в магистраль с высокоинтенсивным движением. Причем трасса нового участка проходит главным образом по природоохранным и сельскохозяйственным территориям.
Ученые уже не раз предлагали включить эти земли в состав национальных парков.
В районе Лосево сложилась своеобразная агломерация населенных пунктов, насыщенных предприятиями туристической отрасли и садоводческими товариществами. Рекреационные комплексы и садоводства растянулись вдоль Вуоксы, Суходольского озера и автомобильной и железной дорог. В Приозерском районе сосредоточено 25% областных баз отдыха и пансионатов, причем половина — на этой территории, неподалеку от железной дороги.
Именно благодаря уникальному природному окружению (озера, Лосевские пороги, еловые и сосновые боры) и наличию удобных транспортных связей с Петербургом здесь сформировалась Лосевская рекреационная зона.
Имеющиеся отводы под индивидуальное коттеджное и рекреационное строительство, ежегодное проведение спортивных соревнований международного значения показывают инвестиционную привлекательность этой территории.
Главные «магниты» этого участка — Лосевские пороги, озера Вуокса и Суходольское.
Если через станцию Лосево будут походить 96 грузовых и 40 пассажирских поездов в сутки (среднесуточный интервал — десять с половиной минут), эта зона утратит рекреационную привлекательность.
Сначала (в 2006 году) Главгосэкспертиза РФ дала отрицательное заключение по выбранному варианту. Основание: строительство на 10–11 млрд дороже, чем при использовании других маршрутов; перепробег грузовых поездов — 54 км, увеличение эксплуатационных расходов — на 515 млн рублей в год.
Однако в повторном акте та же Главгосэкспертиза выдала положительное заключение.
Специалисты Института урбанистики сравнили предложенные в проработках четыре варианта с точки зрения возможного ущерба. Наибольший риск и максимально возможный ущерб будут связаны с реализацией варианта через Лосево (10 баллов). Наименьший (4,7 балла) — при прохождении трассы через Выборг и далее к госгранице.
То есть по неизвестным причинам без внятных обоснований выбран самый затратный и связанный с колоссальным прямым и косвенным ущербом вариант. По слухам, причины были: другие направления трассы проходят слишком близко от дачных комплексов высокопоставленных лиц…
16 мая на базе отдыха «Лосево» прошли общественные слушания по проекту строительства грузовой двухпутной железной дороги Лосево — Каменногорск. Собравшиеся (около 150 человек) подписали открытое письмо президенту РФ Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину с просьбой запретить строительство этого участка дороги.
По информации портала 47 news, у Комитета по природным ресурсам Ленобласти претензий к строительству этого участка дороги нет.
Областные чиновники на слушания не явились.
По словам жителей, интенсивные работы уже ведутся, причем по ночам. Служба заказчика — не в курсе.
Общественный протест — серьезная сила. Городские застройщики уже столкнулись с необходимостью корректировать, а то и отменять проекты, вызывающие обоснованное неудовольствие граждан. Да и железнодорожники тоже в курсе: к примеру, организаторы проекта «Сапсан» вынуждены нести незапланированные расходы — именно потому, что при разработке не были учтены интересы тех, кто живет у трассы.
Дмитрий Синочкин
к сведению
Протяженность участка — 65 км, заказчиком строительства выступает Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Инвесторы — ОАО «РЖД» (65%) и Инвестиционный фонд РФ (35%). Стоимость строительства — более 122 млрд рублей.
если понравилась статья - поделитесь: