138
0
Никита Елисеев

Нечаянные радости

Такое дивное солнышко, что даже вывороченная с корнем старая огромная яблоня, рухнувшая частью на соседний участок, не портит настроения. Тем паче с соседями — хорошие отношения. Совсем снег сойдет — распилю, уберу. Жалко, конечно, но солнышко уж больно радует. В такие дни хочется поделиться своей радостью.

 

Весенние разговоры о равенстве

 

Я понимаю, конечно, что это — наглость: взять да и посоветовать прочесть книжку, автором-составителем которой сам же и был.

Нехорошо это. Нарушает неписаные правила. Но в современном мире столько нехорошего, которое начинает восприниматься как нечто само собой разумеющееся, что, право же, это мое «нехорошо» — «невинная детская игра в крысу», как говаривал один мой любимый герой. И правила в современном мире порушены настолько фундаментально и такие фундаментальные, что я себе это нарушение прощаю. Вы, надеюсь, тоже. Тем более что — радость. Не только от того, что книга вышла (мало ли их выходит-то?), но от того, что книга вышла хорошей. Моего там minimum minimorum. В полном соответствии с заглавием. «Разговоры о равенстве и неравенстве» — это беседы с умными, талантливым, учеными, образованными людьми на заявленную тему. «Что такое равенство?» — как вы понимаете, этот вопрос ставит в тупик любого, будь он хоть семи пядей во лбу. «Плодотворно ли стремление к общественному равенству, или оно непременно приведет к шариковщине: все отнять и поделить?» — тут ответы (как вы догадываетесь) разнятся. «Растет ли неравенство в современном мире и к чему рост общественного неравенства может привести?» — здесь самые интересные ответы и рассуждения. В общем, я недаром помянул во введении лучшую шутку Маяковского, лучший ответ «агитатора, горлана, главаря» на записку из зала: «Маяковский, этот вечер я считаю потерянным!» — «Товарища, написавшего эту записку, я попрошу лично пройти ко мне за кулисы. Там мы побеседуем с ним и выясним, как он вообще проводит свои вечера. И тогда или я буду проводить свои вечера так же, как он, или мы вместе порадуемся тому обстоятельству, что хоть один вечер он провел в обществе интеллигентных людей». Неважно, согласитесь ли вы с рассуждениями ученых людей, теми или иными, или не согласитесь. Важно, что вы побудете в их обществе. Это и полезно, и приятно. Тем более что я изо всех сил старался сохранить интонацию, во-первых, и, во-вторых, вполне позволял собеседникам уходить в сторону от заявленной темы.

Отступления, по-моему, не менее важны, чем основной текст. Если этнограф, историк и химик Валерий Дымшиц начинал рассказывать о С. Ан-ском (Семене Акимыче Раппапорте, донецком шахтере, личном секретаре народника Петра Лаврова, впоследствии одного из создателей эсеровской партии), то я Дымшица не прерывал, слушал. Например, про знаменитую мистическую пьесу С. Ан-ского «Диббук» (девушке из богатой семьи не разрешают выйти замуж за бедного парня, парень умирает, а его душа переселяется в тело девушки) и ее экранизацию. Мне было интересно. Вам, надеюсь, тоже.

 

Разговоры о равенстве и неравенстве: Социально-экономическое равенство и неравенство глазами мыслителей и ученых. Авт.-сост. Н. Л. Елисеев, науч. ред. М. Г. Мацкевич. — СПб., Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2025. — 288 с.

 

Вечность и Ж. и О. П.

 

Такая аббревиатура стояла на папке с машинописью цикла рассказов «Жернов и общественные процессы» Бориса Дышленко (19412015).

 

Был такой человек в ленинградском андерграунде. Писатель и художник. Одна из первых песен Алексея Хвостенко «Льет дождем июль» была написана на стихи Дышленко. «Жернов и общественные процессы» были писаны с 1983 по 2011. Публиковались частями, сначала в самиздатских журналах «Часы», «Обводный канал», потом в перестроечных и пост-перестроечных: рижский «Родник», ленинградская (следом — петербургская) «Звезда». В 2024 году все части объединили и издали единой фантасмагорической повестью: от первой главы «Жернов и революция» до последней «Жернов и увековечение». Жернов — главный герой то ли кафкианского, то ли салтыков-щедринского повествования. Начальник мелкой госконторы, подчиненные которой жутко воняют потом. Больше они (впрочем, как и сам Жернов) ничего не делают. Внешне — сатира на поздний застой, плавно и незаметно переходящий в перестройку, если поглубже, то довольно мрачное изображение удела человеческого, потому что, если читать подряд и до конца, то у читателя (в данном случае у меня) не может не возникнуть вопрос: «А ты-то сам чем отличаешься от выпивохи Жернова? Не такая ли человеческая пылинка (даром что зовут Жернов), ничего не понимающая в обставшем тебя абсурде, ни на что повлиять не могущая, сколько бы ты книг (в отличие от Жернова) ты ни прочел...» У Жернова хоть успокоение есть: «Начальству виднее. Раз начальство велело — значит, так надо». У тебя и этого успокоения нет. К счастью.

 

Борис Дышленко. Жернов и общественные процессы. — М., Ibicus Press, 2024. — 208 c.

 

 

 

если понравилась статья - поделитесь: