21 ноября 2021
1035
Дмитрий Синочкин

На стройках ждут Ивана Денисовича

В строительной отрасли не хватает около 3 млн рабочих.

Мобильная версия для смартфонов и планшетов

Такую цифру называл первый заместитель руководителя Минстрой Алексей Ломакин. Эта проблема и раньше была острой, а пандемия и закрытые границы добавила красок.

В Петербурге нехватка строителей оценивалась участниками рынка в 15-25% (40-50 тысяч человек).

Предложения звучали разные. «Строительный» вице-премьер Марат Хуснуллин предлагал поставить на поток переобучение пенсионеров. Это, пожалуй, самая экзотическая идея (от отчаяния), ее всерьез и не обсуждали: на низовых позициях – здоровья не хватит, на инженерных – квалификации (в работе с современными версиями ПО).

Тема мигрантов продолжает оставаться основной и дискуссионной. Минстрой настаивает на завозе строителей ограниченными группами в рамках межправительственных соглашений.

Так, в феврале 20231-го группа ЦДС привезла на свои объекты 400 иностранных работников, (См. здесь). Но такие меры доступны лишь «системообразующим компаниям», то есть – самым крупным.

В Москве мэр Сергей Собянин заявил, что трудовых мигрантов следует заменить россиянами из ближайших регионов. Граждане эту идею поддержали, по данным опроса ВЦИОМ, 54% россиян одобряют это предложение. (Против – 34%, 14% затруднились ответить).

Правда, социологи не уточнили, сколько надо будет платить россиянам, чтобы они согласились не тяжелую и непрестижную работу. И как это скажется на стоимости квадратного метра...

Остаются заключенные.

В октябре Минюст отчитался о подготовке пакета законопроектов, которые создает «дополнительные стимулы» для тех, кого привлекают на принудительные работы. (См. материал в «Российской газете»).

Более того: оказывается, по данным ФСИН, с 2020 года в регионах было создано 28 общежитий при предприятиях с возможностью размещения в них более 2000 осужденных. До конца года будет дополнительно создано еще около 4000 мест на принудработах.

 То есть процесс уже идет. Есть, правда, правовые «загогулины». Заключенный, отбывающий срок в колонии и попросившийся на принудительные работы, теряет права на УДО (условно-досрочное освобождение). Но Минюст обещает подправить этот скользкий момент.

Тема привлечения осужденных – этически скользкая. Публицисты немедленно заговорили о «возвращении ГУЛАГа». Девелоперы подходят к вопросу более прагматично. Нетривиальную оценку этой инициативе дал генеральный директор СК «Дальпитерстрой» Аркадий Скоров.

По его словам, компания сегодня не испытывает дефицита рабочей силы. «Однако мы поддерживаем инициативу ФСИН о привлечении заключенных к общественно-полезному труду. И не потому, что у нас некому работать (с этим как раз все в порядке), а потому, что нам импонирует социальная подоплека этой идеи.

Нужно дать людям возможность искупить свою вину честным трудом на благо общества. Трудиться наравне с обычными гражданами, не ощущать себя изолированными от социума - для человека это дорогого стоит. Такая практика применялась в СССР и вполне себя оправдала».

Аркадий Скоров не видит экономической выгоды для работодателя от привлечения осужденных к работам - в данном случае, к строительным. «Работодатель платит по установленным расценкам.

 Другое дело, что заключенные получают меньше, потому что часть заработанных ими средств государство тратит на их содержание. Дело вообще не в этом, а в возможности реабилитироваться человеку как личности.

Те, кто отбывает наказание, не с Марса к нам прилетели и не из лепрозория пришли. Такие же люди, просто в свое время оступились, но с кем не бывает? Нужно дать им шанс».

Кстати, СК «Дальпитерстрой» имеет опыт применения труда наркозависимых, и вполне успешный. По словам Аркадия Скорова, это гораздо более сложный контингент, чем заключенные, но ко всем можно найти подход...

если понравилась новость - поделитесь:


Последних
новостей