31 января 2021
2540
Дмитрий Синочкин

Уступи лыжню!

Владелец участков в Токсово, расположенных у озера Хепоярви и лыжной трассы СКА, требовал обеспечить проезд. Суд отказал.

И строиться там тоже нельзя: рекреационная зона. История давняя и крайне мутная. Подробно она изложена, например, в материале «Новой газеты»: см. «Фабрика липы», http://novayagazeta.spb.ru/articles/12039/.

Сюжет вкратце: в начале «нулевых» были приватизированы два десятка наделов из состава территории спортбазы СКА (4,7 га). Регистрировали их при участии руководителей базы, по подложным распоряжениям администрации. (В регистрационных книгах такие документы не зафиксированы). Было возбуждено уголовное дело; участки были арестованы; в 2009-м арест сняли. Сегодняшние владельцы считаются «добросовестными приобретателями»: ситуация «заиграна», право собственности подтверждено судом и вряд ли может быть оспорено.

Но проблема осталась. Во-первых, к участкам не подъехать. Во-вторых, по кадастру смежные наделы, хотя и входят в состав населенного пункта, но обозначены или как земли обороны и промышленности «для строительства объектов спецназначения», или как рекреационные.

Во Всеволожский суд обратилась Анжелика Боброва, собственник участка 47:07:0502087:31 – 25 соток, ИЖС, категория – земли населенных пунктов. С требованием «не чинить препятствий в проезде к участку». (Если простыми словами – убрать шлагбаум). Ответчики: Теруправление имущественных отношений Минобороны, администрация Токсовского ГП, Федеральное автономное учреждение ЦСКА.

Суд указал, что границы участка, принадлежащего г-же Бобровой, пересекаются с границами земель, принадлежащих Российской Федерации, которыми распоряжается Минобороны. Кроме того, суд отметил, что надел Анжелики Бобровой «согласно общедоступным документам» (видимо, генплану) входит в рекреационную зону: то есть гулять там можно, а строить личный дом - нет. «На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению», напомнил суд.

Спорный шлагбаум установлен и вовсе на другом наделе, к которому Минобороны не имеет отношения, и по этому поводу надо обращаться в ТУ Росимущества. Кроме того, представители истца не смогли доказать, что к его участку ведет «дорога общего пользования»: по факту она, может, и есть, но ни на карте, ни в документах – не значится. Значит, и перегораживать нечего.

Сначала первая инстанция, а затем и апелляционная отказали в удовлетворении иска.

Это, конечно, не конец банкета. Как сообщала «НГ», г-же Бобровой принадлежат еще около десятка участков. Кроме того, по аналогичной схеме перешли в частную собственность 20 участков на озере Вероярви. В 2019-м спорными наделами пытались торговать на Avito. Но с таким бэкграундом (и такими оппонентами) продать сомнительный товар нелегко.

Безотносительно к истории с этим судом заметим: самозахват – почти всегда авантюра. Если «откушенный» по липовым документам кусок земли не удалось продать сразу – тогда беда. На его легализацию могут уйти годы. А за это время может поменяться, например, позиция власти. До начала 10-х (до «дела Сердюкова») военные весьма снисходительно смотрели на вольное распоряжение оборонными землями. А то и сами участвовали в процессе. Потом ветер поменялся, флюгер повернулся. И теперь военные юристы бьются в судах за каждую сотку. На заре земельного рынка можно было рассчитывать и на деятельное участие местной администрации. В новейшей истории власти в Токсово – покушения, похищения, убийства, посадки... Нынешнее токсовское начальство, конечно, не идеально, но в целом гораздо более законопослушно.

И, конечно, многое сошло бы захватчикам с рук, если бы не бескомпромиссная борьба токсовских активистов – экологов, градозащитников и пр. Раз уж не вышло оспорить собственность, они будут добиваться того, чтобы из присвоенного было нелегко извлечь выгоду. И у них получается! Проекты, не одобренные местным сообществом, особенно когда речь идет о лесных землях и береговых зонах, если и реализуются, то долго, дорого и со скандалом.

если понравилась новость - поделитесь:


Последних
новостей