25 ноября 2020
1904
Дмитрий Синочкин

Федеральный схематоз: как в Москве делят денежки дольщиков

В Правительстве РФ решили, что достройкой проблемных объектов должны заниматься местные власти. В Белом доме не до регионов: там упоенно распределяют кресла в рамках административной реформы.

В ноябре ушел в отставку глава Минстроя Владимир Якушев. Его сменил Ирек Файзуллин. А на днях премьер-министр Мишустин заявил, что Фонд защиты прав дольщиков объединят с Фондом содействия реформирования ЖКХ.

Да и ладно: это все их столичные игры. Но попутно возникает более конкретный вопрос: а где деньги на завершение долгостроев?

Губернатор ЛО Александр Дрозденко 24 ноября направил официальное письмо вице-премьеру Марату Хуснуллину. И потребовал пересмотреть схему финансирования проблемных областных объектов. И что уж совсем нетривиально – переписка обнародована на официальной странице строительного блока в ВК …

 

Краткая предыстория

 

До 2014 года в долевом строительстве практически никаких гарантий не было. Приличный застройщик – молодец, справился. Неприличный – извините, граждане, так получилось. Возбуждайте уголовные дела, ищите деньги в банкротстве, государство здесь не при чем.

С 2014 года появилась норма об обязательном страховании рисков. Точнее, так: строители на выбор могли купить полис в страховой компании, вступить в Общество взаимного страхования или оформить поручительство банка. Без этого нельзя было продавать будущие квартиры. Большинство выбрало первый вариант. Реальная страховка стоила 7-8% (риски высокие), липовая – 2-3%, иногда меньше. Серьезные страховщики в эту байду не ввязывались. Фактически на этом рынке работали «Респект», «Проминтех» и еще несколько фирм помельче. Пока ЦБ не отозвал у них лицензии. За три года страховщики собрали со строителей около 30 млрд рублей. Выплатили, кажется, около 500 млн. В общем, затея провалилась.

С конца 2017 года начал действовать другой вариант: создали Фонд защиты прав дольщиков и при нем - Компенсационный фонд, куда застройщики отчисляли 1,2% с каждого договора. Без этого ДДУ не регистрировали в Росреестре.  Страховщики, кстати, тоже должны были перечислить собранное в компфонд. То есть: деньги собирают со всех, чтобы перекрыть расходы на неудачников. Управляла Фондом дольщиков Госкорпорация ДОМ.РФ.

Важно: все эти средства – страховые ли взносы, компенсационные ли – шли из денег дольщиков, были «зашиты» в стоимости «квадрата».

В 2018-м президент велел упразднить долевку, покончить с обманутыми дольщиками (наверное, тоже «наследие лихих 90-х»), и с середины 2019-го строители постепенно стали открывать эскроу-счета, а финансовые потоки - переходить под контроль банков.

Но долгострои никуда не делись, и чем больше строек в регионе – тем больше проблемных. Обе столицы, а особенно Московская и Ленинградская области – в лидерах по этому показателю.

 

Роман в письмах

 

Александр Дрозденко официально напоминает вице-премьеру Марату Хуснуллину: в 2019 году федеральные власти и правительство Ленобласть договорились. При этом формально – по закону – никаких взносов от регионов в Фонд дольщиков не предусмотрено. Однако проблема есть, поэтому давайте решать вместе.

Область за четыре года (с 2019-го по 2022-й) вносит 2,8 млрд, федерация – 2,7 млрд и еще примерно 5,5 млрд должны поступить из компенсационного фонда, куда (напомним) перечисляли деньги все областные застройщики. Деньги из областного бюджета, пишет Дрозденко, должны были пойти на те объекты, по которым застройщики вообще ничего никуда не перечисляли. (Случалось и такое).

По идее, совместного финансирования должно было хватить на достройку просроченных объектов и на выплату компенсаций, если завершение строительства сочли нецелесообразным. Однако в июле 2020-го были приняты очередные изменения в законодательство, и средства Компенсационного фонда как бы перестали быть «отдельным источником финансирования» проблемных объектов. А 10 ноября Фонд защиты прав дольщиков известил регион, что финансировать достройку и выплачивать компенсации он будет только после формирования дополнительного «имущественного взноса» от Ленобласти. И приложил списочек. Объекты «Норманн ЛО» - 605 млн, объекты «УНИСТО» - 1 445,5 млн, незавершенка от ООО «Созвездие» в Романовке – 106,9 млн и 385,6 млн, «Демидовский парк» - около 11 млн рублей. Всего на 2,5 млрд рублей.

А в целом федералы предлагают области потратить вместо запланированных 2,8 млрд в 2,2 раза больше - 6,165 млрд…

 

Схематоз

 

Согласитесь, изящная схема. Собирать в казну денежку со всех застройщиков, ради пущей безопасности. Чтобы потом (в будущем) решать из этих средств возникшие проблемы. А когда будущее вдруг наступило, и проблемы – вот они, заявить региональным властям голосов Михалкова: «Сама-сама-сама!» Примерно то же самое делали и жуликоватые страховщики.

Хотя, конечно, схема не оригинальная. Примерно то же происходит с пенсионными накоплениями, которые вроде бы должны ежегодно индексироваться, но деньги все время нужны где-то в другом месте.

По данным Счетной палаты, Фонд дольщиков  с 2017 по 2019 год собрал (по совокупности – от застройщиков, от регионов и из федерального бюджета) около 101,5 млрд рублей. потратил на завершение долгостроев 17 млрд. КПД чуть выше, чем у паровоза (16,6% против 12-14%). При этом зарплаты в этой структуре – от 200 до 400 000 рублей в месяц.

Как сложится судьба аккумулированных в Фонде денег – пока неизвестно. Но понятно, что в ходе административной реформы, которая займет никак не менее полугода, сотрудникам фонда будет не до дольщиков.

Интересно еще вот что. Губернатор Александр Дрозденко рискует ввязываться в открытый конфликт с федеральными властями. Опираясь на симпатии значительной части населения региона.

Как бы его не обвинили в каком-нибудь преступлении многолетней давности…

если понравилась новость - поделитесь:


Последних
новостей