11 сентября 2020
301
0
Дмитрий Синочкин

Агломерация: брак по расчету

Очередная волна слухов о предстоящем объединении города и области побурлила и затихла. Однако на подходе более мягкий вариант: агломерация.

Ежедневное взаимодействие двух субъектов федерации — не прихоть, а жесткая необходимость. Мусор в Петербурге везти некуда; пара сотен тысяч жителей ЛО каждый день ездят на работу в город, а потом — обратно; метро тоже у границы не заканчивается; дети из пограничных районов области ходят в городские школы; полтора-два миллиона городских дачников по полгода живут в садоводствах и т.д. Мурино вообще просилось под крыло соседа. И взаимодействие, в общем, налажено: работает координационный совет, проводятся какие-то совещания, особенно  если речь идет о федеральных проектах.

Однако есть нюанс. Кроме административных вопросов есть и политические. Ни один из субъектов не хочет поступаться ни полномочиями, ни рейтингом. (Хотя Александр Дрозденко как управленец заметно эффективнее Александра Беглова.)

Правительство подготовило новую схему. На днях на сайте официального раскрытия информации был опубликован проект закона о городских агломерациях. Его разработали специалисты Минэкономразвития.

Зачем он понадобился — ясно уже из преамбулы: «Учитывая случаи концентрации урбанизированных территорий ‎на границе между субъектами РФ…»То есть речь идет, главным образом, о Москве и Московской области и о Петербурге и Ленинградской области. Агломерация — это больше, чем город, но меньше, чем город с подчиненной ему областью. (В Советском Союзе обком партии управлял и городом, и областью.)

Центром агломерации может стать или городской округ, или город федерального значения (Москва, Петербург, Севастополь). Плюс еще несколько населенных пунктов и территорий. В проекте закона приведен набор критериев, которым должна отвечать агломерация: плотность населения, транспортные связи и пр.

Для создания агломерации нужно заключить соглашения между муниципальными образованиями. В дальнейшем будет создан координационный совет и сформированы  межмуниципальные компании для решения общих вопросов (транспорт, газо-, водо- и теплоснабжение, вывоз бытовых отходов, территориальное планирование и т.д.). Правда, для этого понадобятся поправки в Гражданский кодекс.

В законопроекте также предусмотрено, что образование агломерации не должно нарушать действующие нормы и законы. То есть, по факту, если правительству Ленобласти не понравится идея о вхождении Мурино или Бугров в состав Петербургской агломерации, у чиновников будет масса возможностей заблокировать этот процесс.

«Принятие пакета законопроектов создаст правовые основы развития городских агломераций, — заявила Оксана Тарасенко, замминистра экономического развития РФ, —  придаст стимул новым инфраструктурным проектам и дополнительным инвестициям в развитие городских и сельских территорий».

Общественное обсуждение законопроекта заканчивается 18 сентября.

В России насчитывается два десятка фактически действующих агломераций. Крупнейшая — Московская, она включает от 15 до 17 млн человек. Петербургская на втором месте; есть полицентрические структуры: Самара-Тольятти, Екатеринбургская, Нижегородская. Крупнейшие агломерации мира: Токио-Иокагама (38 млн человек), Джакарта (34,5 млн), Дели (30 млн).

Закон имеет рамочный характер: он дает некоторые новые возможности, но жестко ничего не предписывает. А параллельно в территориальном делении страны могут появиться невиданные ранее «федеральные территории», напрямую управляемые из Москвы; кроме того, готовится упразднение муниципального уровня (у муниципалов хотят отнять остатки самостоятельности и включить их в единую «вертикаль»).

Остается лишь верить в то, что хозяйственные и общественные связи окажутся сильнее административных барьеров.

 

Фото: Агломерация Токио-Иокагама. Тесновато у них…

comments powered by HyperComments
Последних
новостей