1914
0
Дмитрий Синочкин

Выбираем вектор

ГВОЗДЬ НОМЕРА

В аналитике мы все время сравниваем петербургский регион и Подмосковье. Но! Столичный вектор урбанизации опирается на разветвленную сеть небольших городков — их там аж 73, от Апрелевки до Яхромы. А у нас — Всеволожск да прилегающая к Петербургу территория, вот и вся урбанизация…
Возможно ли в области развитие сети «опорных» (для агломерации) населенных пунктов? Что нужно сделать (власти, бизнесу, общественности), чтобы поднять популярность небольших областных городов и поселков? Может, децентрализация и вовсе не нужна — пусть будет сплошная дачно-рекреационная зона?

 

Сергей Хромов, генеральный директор
УК «СТАРТ Девелопмент»:

– У нас есть возможность ориентироваться на опыт западных мегаполисов. Они прошли этап интенсивного разрастания еще в XX веке, и сейчас уже можно судить о том, что было сделано верно, а каких мер следует избегать.
В послевоенные годы жилье активно строилось во многих странах. Но монофункциональные жилые районы на окраинах мегаполисов за несколько лет превратились в гетто. Один из таких примеров — Сарель на севере Парижа. Новые кварталы сняли остроту жилищного кризиса, но породили проблемы, связанные с недостатком социально-бытовых и торговых учреждений, однообразием архитектуры, а главное — с большим территориальным разрывом между жилыми и производственными зонами, обусловившим значительные маятниковые миграции и транспортные перегрузки. В то же время города-спутники, где изначально были заложены все необходимые функции, включая места приложения труда, например Сан-Катэн Ивлин и Сержи Понтуаз, стали полноценными городскими образованиями с населением от 120 000 до 330 000 жителей. Численность населения растет, появляются новые социальные, коммерческие и общественные объекты.

 

Валерий Соколенко, генеральный директор
компании «Лэндкей»:

– Поднимать популярность и привлекательность пригородов Петербурга, безусловно, важно. Все больше людей хотят жить за чертой шумного и пыльного мегаполиса. Однако зачастую петербуржцы вынуждены отказываться от этой идеи.
В первую очередь, не в пользу загородной жизни говорит транспортная доступность. Далеко не все готовы тратить часы на дорогу до работы. Важно обеспечить нормальное сообщение между Петербургом и областью: расширить дороги, пустить дополнительные поезда и автобусы.  
Еще одна проблема, которая отрицательно сказывается на популярности поселков, — медленно развивается инфраструктура. Петербург и Ленобласть — отдельные субъекты РФ.  В связи с этим жители области, работающие в городе, вынуждены платить налоги в другом регионе. Эти средства идут на развитие Петербурга, а небольшие населенные пункты испытывают дефицит бюджета. Условием достойного развития регионов могла бы стать выплата подоходных налогов по месту жительства.

 

Александра Чайкина, руководитель РR-отдела
ЖК Yolkki Village:

– Урбанизация и децентрализация — участь всех крупных промышленных городов. Этому бессмысленно сопротивляться. Необходимо продумать, как сделать так, чтобы этот процесс происходил более осознанно. Положительный опыт Подмосковья вполне можно перенять. Но
в Петербурге населенные пункты пригорода медленнее включаются в агломерацию из-за невысокой (в сравнении со столицей) деловой активности.
Поддержка властей необходима, прежде всего, для обеспечения пригородной зоны социальными объектами. Рост городов должен сопровождаться появлением муниципальных школ, детсадов
и медицинских учреждений. Учитывая, что средняя заработная плата в пригороде ниже, чем в Питере, социальная политика должна проводиться более тщательно. Другая важная задача — сдерживание плотности застройки в пригороде. Преимущества более спокойной жизни здесь должны быть сохранены.

 

Денис Жуков, председатель совета директоров
«СВП Групп»:

– Децентрализация в рамках Петербурга и Ленобласти не только не нужна, но и в принципе невозможна. Эта история актуальна для Москвы, которая гораздо активнее обрастает жилыми кварталами различного уровня. Города Ленобласти сегодня не обладают развитой инфраструктурой, способной сделать из них точки притяжения. Для этого потребуются десятки лет и сотни миллиардов рублей, причем государственные инвестиции в том числе. Понадобятся: развитие дорожной сети, транспортной и социальной инфраструктуры, а также торгово-развлекательных комплексов, учреждений общепита, спортклубов и т.д. — другими словами, всего, что нужно для жизни не выезжая из своего города. Есть еще важный момент с созданием рабочих мест, которые должны быть оплачиваемы на уровне городских. В ином случае, даже застроив все земли от КАД до «бетонки», мы получим все ту же маятниковую миграцию, которую наблюдаем сейчас. Но она станет еще большим бедствием, так как повлечет за собой серьезные транспортные проблемы, по сравнению с которыми сегодняшние покажутся детским лепетом.

 

Марина Агеева, директор по продажам
УК «Теорема»:

– Я не вижу реального способа изменить ситуацию и в горизонте 10–15 лет сделать привлекательным, например, Шлиссельбург. Сертолово и Всеволожский район в целом и сами справляются с ростом числа жителей, приближая транспортный коллапс на въездах в Петербург.
Ключевое различие петербургского и столичного регионов в этом разрезе — транспортная инфраструктура. Причем вопрос больше в общественном транспорте. В Красногорске, Балашихе, Люберцах, Королеве, Мытищах либо есть метро, либо станции расположены поблизости. Есть активное железнодорожное сообщение. Ни Петербург, ни Ленобласть общественный транспорт не развивают.
Наверное, самое сложное для развития новых территорий или перезагрузки существующих локаций — это запараллелить строительство жилья и инфраструктуры. Успешных прецедентов я не знаю.
Понятно, что, пока в областных городах народу не прибавляется, усиливать сообщение с ними общественным транспортом никто не будет. Пока нет нормального сообщения, туда никто не хочет переезжать. Замкнутый круг.
Рассчитывать на то, что какое-то предприятие сможет стать реальной точкой опоры для подъема того или иного населенного пункта, утопично: на современных производствах задействовано слишком мало людей.

 

Дмитрий Майоров, генеральный директор
компании «Русь: НТ»:

– Видимо, Москва достигла того уровня транспортных проблем, которые делают невозможным масштабирование деловой среды с сохранением приемлемой логистики и ежедневных очных бизнес-встреч. Развитие информационных технологий позволяет проводить совещания и переговоры, заключать сделки и контролировать их через Интернет. Современные производства становятся все более компактными. Все это позволяет распределить центры деловой активности, связав их в виртуальном пространстве. За этим будущее. Просто у нас оно еще не наступило.
И наступление это поддерживается созданием современных бизнес-центров в пригородах. А они не создаются из-за невысокого спроса. Классический замкнутый круг, который можно разорвать, лишь постепенно растягивая. Всеволожск, безусловно, кандидат номер один, на второе место я бы поставил Пушкин-Павловск.
Чтобы ускорить децентрализацию, государство должно дать пример. Не сосредоточивать административные и государственно-монопольные офисы в историческом центре, а пойти в пригороды: правительство Ленобласти — во Всеволожск, Газпром — в Сестрорецк, Ленэнерго — в Гатчину, Роснефть — в Усть-Лугу, Минатом — в Сосновый Бор, Роснано — в Тосно. Глядишь,
и жилищная инфраструктура подтянется...

если понравилась статья - поделитесь: