Ерун Юнте: «Кризис несет простоту»
В конце октября в Галерее дизайна / bulthaup открылась выставка «Голландская полка», на которой представили интересную подборку книг по дизайну, архитектуре, моде, фотографии и предметам интерьера из Нидерландов. На открытии Ерун Юнте (автор нескольких книг, показанных на выставке) рассказал об истории и изменениях в развитии голландского дизайна во времена экономического кризиса. Фрагменты его выступления и хотелось бы предложить вашему вниманию.
Об основах и концептуальности
Основа голландского дизайна в отличие от итальянской яркой цветовой палитры и скандинавской простоты – это концепция. Есть такое выражение: «Думай концептуально, поступай нормально». Но многое из того, что для голландских дизайнеров нормально, для других выглядит сумасшествием. Например, коллекция Smoke Furniture Маартена Бааса. Идея родилась в процессе поисков способов деформирования мебели, что, по мнению автора, дает ей новый вид и новую жизнь. Он замачивал, царапал, бросал предметы мебели с высоты, пока не обнаружил, что лучший способ деформации - это поджог. Дерево обугливается непредсказуемым способом, создавая случайный декоративный эффект и наделяя даже самые обычные предметы особым шармом старых вещей. На обугленные предметы мебели в несколько слоев наносилась эпоксидная смола, которая придает вещам блеск, словно они покрыты лаком. Юрген Бей (Jurgen Bey) придумал скамейку-бревно. Зачем вырезать из дерева стул или кресло, когда сидеть можно и на самом бревне, лишь прикрепив к нему спинку? Все эти предметы выглядят нарочито провокационными и не всегда практичными. Они как своеобразная «пощечина общественному вкусу» — концептуальность и изрядная доля юмора. Многие дизайнеры стали бы мультимиллионерами, если бы им удалось продать столько реальных объектов, сколько картинок печаталось в различных журналах, но на самом деле предметов было произведено очень немного.
Интересны причины появления у голландских дизайнеров таких сумасшедших идей. Во-первых, в Нидерландах нет хорошо организованной мебельной индустрии, и дизайнерам приходится не только проектировать, но и самостоятельно изготавливать предметы, так что большинство объектов – Hand Made. Во-вторых, будущие дизайнеры обучаются в художественных училищах, а не в технических, поэтому привыкают мыслить в эстетических категориях, а технологии, производство уходят на второй план. В-третьих, правительство активно субсидирует работы молодых мастеров.
О кризисе и простоте
Некоторые сумасшедшие идеи все-таки были коммерциализованы. Например, было начато производство фарфора, обжиг которого проходит при сверхвысоких температурах. Форма плывет, глазурь трескается, и в результате получаются уникальные сервизы. Двух одинаковых просто не может быть. Но большинство объектов единичного производства стоило очень дорого. И тут наступил кризис 2008 года. Новых предметов меньше не стало, но многие дизайнеры стали больше внимания уделять практичности и простой эстетике форм. Например, раскладной стол, где столешница сделана из шпона, между двумя листами, которого проложены бумажные ребра жесткости, как в гофрокартоне. Но еще добавлены тонкие металлические полоски, а в верхнем крае двух ножек - магнит. Легкий, удобный, быстро разборный и, конечно, дешевый.
Сейчас очень актуальны концептуальные предметы, которые можно создать из простых материалов, например обрезков фанеры, отходов деревообработки. Так, Вики Майер экспериментирует с современными вариантами папье-маше - традиционный материал получил вторую жизнь благодаря новым технологиям. Можно использовать старые одеяла, как сделал еще в начале 1990-х Тейо Реми (Tejo Remy), представив публике тряпичное кресло Droog. А недавно был показан диван, словно сделанный из старых джинсов. Разная степень потертости, разные пуговицы, разный цвет. Жалко было выбрасывать, вот они и пошли на обивку.
Сейчас голландские дизайнеры больше экспериментируют и думают о будущем. Собственно говоря, экспериментируя, они ищут новые пути для производства будущего.
Основные принципы современного голландского дизайна:
- Рациональность. Простые, легкие, удобные в использовании объекты и новаторское использование материалов, например магнит, для крепления консольного столика к стене.
- Максимальное повторное использование материалов, технологий и идей.
- Новая эстетика. В предметах стало меньше эпатажа и больше красоты, некоторые объекты создаются исключительно для любования, а не для использования.
- Возвращение к природе. Этот принцип понимается буквально, например, структура древесного листа становится прообразом строения предметов обстановки.
- Совершенство в несовершенстве. Голландцы преклоняются перед эксклюзивом, поэтому трещинки на керамической чашке, выдающие ее рукотворность, а не китайскую штамповку, только приветствуются
- DIY, сделай сам. Дизайнеры предлагают вам самостоятельно распечатать части стула на 3D-принтере и собрать его вручную или выпускают только набор креплений, позволяющих собрать знаменитую модель стула от Миса ванн дер Роэ (Mies van der Rohe) из палок от обычной швабры.
если понравилась статья - поделитесь: