833
0
Гришин Игорь

Ерун Юнте: «Кризис несет простоту»

В конце октября в Галерее дизайна / bulthaup открылась выставка  «Голландская полка», на которой представили интересную подборку книг по дизайну, архитектуре, моде, фотографии и предметам интерьера из Нидерландов. На открытии Ерун Юнте (автор нескольких книг, показанных на выставке) рассказал об истории и изменениях в развитии голландского дизайна во времена экономического кризиса. Фрагменты его выступления и хотелось бы предложить вашему вниманию.

 

Об основах и концептуальности

Основа голландского дизайна в отличие от итальянской яркой цветовой палитры и скандинавской простоты – это концепция. Есть такое выражение: «Думай концептуально, поступай нормально». Но многое из того, что для голландских дизайнеров нормально, для других выглядит сумасшествием. Например, коллекция Smoke Furniture Маартена  Бааса. Идея родилась в процессе поисков способов деформирования мебели, что, по мнению автора, дает ей новый вид и новую жизнь. Он замачивал, царапал, бросал предметы мебели с высоты, пока не обнаружил, что лучший способ деформации - это поджог. Дерево обугливается непредсказуемым способом, создавая случайный декоративный эффект и наделяя даже самые обычные предметы особым шармом старых вещей. На обугленные предметы мебели в несколько слоев наносилась эпоксидная смола, которая придает вещам блеск, словно они покрыты лаком. Юрген Бей (Jurgen Bey) придумал скамейку-бревно. Зачем вырезать из дерева стул или кресло, когда сидеть можно и на самом бревне, лишь прикрепив к нему спинку? Все эти предметы выглядят нарочито провокационными и не всегда практичными.  Они как своеобразная «пощечина общественному вкусу» — концептуальность и изрядная доля юмора. Многие дизайнеры стали бы мультимиллионерами, если бы им удалось продать столько реальных объектов, сколько картинок печаталось в различных журналах, но на самом деле предметов было произведено очень немного.

Интересны причины появления у голландских дизайнеров таких сумасшедших идей. Во-первых, в Нидерландах нет хорошо организованной мебельной индустрии, и дизайнерам приходится не только проектировать, но и самостоятельно изготавливать предметы, так что большинство объектов – Hand Made. Во-вторых, будущие дизайнеры обучаются в художественных училищах, а не в технических, поэтому привыкают мыслить в эстетических категориях, а технологии, производство уходят на второй план. В-третьих, правительство активно субсидирует работы молодых мастеров.

 

О кризисе и простоте

Некоторые сумасшедшие идеи все-таки были коммерциализованы. Например, было начато производство фарфора, обжиг которого проходит при сверхвысоких температурах. Форма плывет, глазурь трескается, и в результате получаются уникальные сервизы. Двух одинаковых просто не может быть. Но большинство объектов единичного производства стоило очень дорого. И тут наступил кризис 2008 года. Новых предметов меньше не стало, но многие дизайнеры стали больше внимания уделять практичности и простой эстетике форм. Например, раскладной стол, где столешница сделана из шпона, между двумя листами, которого проложены бумажные ребра жесткости, как в гофрокартоне. Но еще добавлены тонкие металлические полоски, а в верхнем крае двух ножек - магнит. Легкий, удобный, быстро разборный и, конечно, дешевый.

Сейчас очень актуальны концептуальные предметы, которые можно создать из простых материалов, например обрезков фанеры, отходов деревообработки. Так, Вики Майер экспериментирует с современными вариантами папье-маше - традиционный материал получил вторую жизнь благодаря новым технологиям. Можно использовать  старые одеяла, как сделал еще в начале 1990-х  Тейо Реми (Tejo Remy), представив публике тряпичное кресло Droog. А недавно был показан диван, словно сделанный из старых джинсов. Разная степень потертости, разные пуговицы, разный цвет. Жалко было выбрасывать, вот они и пошли на обивку.

Сейчас голландские дизайнеры больше экспериментируют и думают о будущем. Собственно говоря, экспериментируя, они ищут новые пути для производства будущего.

 

Основные принципы современного голландского дизайна:

  • Рациональность. Простые, легкие, удобные в использовании объекты и новаторское использование материалов, например магнит, для крепления консольного столика к стене.
  • Максимальное повторное использование материалов, технологий и идей.
  • Новая эстетика. В предметах стало меньше эпатажа и больше красоты, некоторые объекты создаются исключительно для любования, а не для использования.
  • Возвращение к природе. Этот принцип понимается буквально, например, структура древесного листа становится прообразом строения предметов обстановки.
  • Совершенство в несовершенстве. Голландцы преклоняются перед эксклюзивом, поэтому трещинки на керамической чашке, выдающие ее рукотворность, а не китайскую штамповку, только приветствуются
  • DIY, сделай сам. Дизайнеры предлагают вам самостоятельно распечатать части стула на 3D-принтере и собрать его вручную или выпускают только набор креплений, позволяющих собрать знаменитую модель стула от Миса ванн дер Роэ (Mies van der Rohe) из палок от обычной швабры.
comments powered by HyperComments

декабрь 2014

Спорт: адреналин