930
0
Гришин Игорь

Черный квадрат и лампочка Ильича

В студии светового проектирования  PROСВЕТ открылась выставка «Квадратура света», организованная  журналом «Проект Балтия». Современные петербургские художники и архитекторы при поддержке светотехнической компании Delta Light и галереи DS Project через игру со светом показали, как переосмыслили наследие русского авангарда.

Русский авангард - наверное, одно из наиболее мощных по концентрации идей и радикальности взглядов явление в искусстве XX века. Он предложил совершенно новую концепцию жизни и восприятия мира. Авторы работ, представленных на выставке «Квадратура света», обращаются к разным аспектам авангарда: философским, эстетическим, этическим, историческим, идеологическим. Например, идеи Кандинского, Маяковского о сломе традиций в искусстве, «выбрасывании на помойку» прежних представлений о прекрасном, органично сплелись с социально-политическим проектом создания нового мира и нового человека, который пропагандировали коммунисты. Но прекрасным  напоминанием о судьбе «кремлевского мечтателя» служит работа  «Светить всегда, светить везде…» Виктора Ремишевского. Мавзолей из томов произведений Ленина, освещенный «лампочками Ильича». А в плакате работы Михаила Карасика  Ленин буквально воспроизведен в виде зажженной лампочки. Александр Дашевский показывает  в своей работе холодный свет люминесцентных ламп, любимый авангардом 1960-х годов. «Ноль-объекты» Алексея Левчука и Владимира Фролова по-новому представляют «архитектуру утопии» и одновременно рисуют современный технологический прогресс. Авторы используют светопроводящий бетон в своей работе - контейнеры без окон и дверей доводят до логического завершения идею стандартизации, основанной на гуманном масштабе. Стремление «шагнуть за ноль» самой известной картины Казимира Малевича легло в основу работы швейцарского медиахудожника Ульриха Мухенбергера, которая стала основой концепции выставки. В светящемся квадрате Мухенбергера белый и черный цвета, рама и основное поле попеременно меняются местами, демонстрируя иллюзорную, «мерцающую» природу постмодернизма.

Еще на выставке можно посмотреть работы Владимира  Козина  («Черный квадрат», «Мышеловка»), Анны Студенниковой («Взгляд Орландо»), Михаила Карасика  («Дворец Советов») и прекрасную  серию  скульптур, созданных как воспоминания об утраченных за последний год памятниках Ленину на Украине, Андрея Люблинского и Константина Новикова («Равновесие»).

Вообще выставка получилась очень интересной и знаковой, особенно в наше время. Ведь как отметила  Виктория Ходарковская, владелица студии «PROСВЕТ», что в периоды экономической и политической нестабильности обращение к переломным моментам прошлого может принести особую пользу.

comments powered by HyperComments

декабрь 2014

Спорт: адреналин