938
0
Денисов Роман

Ценовые заморозки

За этот год основные стройматериалы почти не изменились в цене. Даже в пик сезона те же стеновые камни можно было купить дешевле их прайсовой стоимости. Но в дальнейших прогнозах эксперты расходятся.

Некоторые производители говорят, что вынуждены будут уже в ближайшее время поднять цены, чтобы компенсировать рост себестоимости. Другие же отмечают, что спрос не позволяет этого сделать, поэтому придется смириться со снижением доходности и возросшей конкуренцией.

Цены застыли в бетоне

В каждом сегменте – своя ситуация. В целом ажиотажа нигде не наблюдалось, хотя и провальным этот сезон никто из опрошенных экспертов не назвал.

Лакмусовой бумажкой для всего рынка служит цементная отрасль. Если в прошлом году производителей бросало то в жар, то в холод, то в 2013-м все было вполне предсказуемо. Напомним, в прошлом году случилось невиданное: перед разгаром сезона цемент резко подешевел. В первой половине лета цены на него упали на 30% по отношению к весеннему уровню. Случившееся оказалось результатом ценовой войны между многолетним лидером рынка «Пикалевским цементом» (входит в «Евроцемент груп») и новым игроком - цементным предприятием Группы ЛСР (чей завод заработал в Сланцах). Во второй половине года производители отыграли падение, и в итоге цены вернулись к прежнему уровню.

«Наши ожидания от нынешнего сезона в целом оправдались, - говорит Сергей Неродный, коммерческий директор компании “ЛСР-цемент”. - Мы рассчитываем, что по итогам года средний рост потребления составит 9-10%». По результатам трех кварталов эксперт оценивает емкость цементного рынка СПб и ЛО примерно в 3,1 млн тонн. Он отмечает, что в этом году цены на цемент практически не изменились. «В строительный сезон средняя цена за тонну навального цемента на местном рынке составила 3600-3800 рублей, - продолжает г-н Неродный. - Сдерживающим фактором для роста цен стал возросший объем импорта, особенно в сегменте высокомарочного цемента. Объемы поставок из-за рубежа выросли почти в два раза по сравнению с 2012-м. За девять месяцев ввезено более 400 000 тонн. Цемент поступает из Швеции, Польши, Латвии, Литвы, Белоруссии». Ценовая ситуация на этом рынке прямо влияет на стоимость многих других стройматериалов. Прежде всего, на нее реагируют производители бетона, который востребован практически на любой стройплощадке. Участники рынка подтверждают: если цемент с марта и подорожал, то в пределах 1-2%. Но у производителей бетона и растворов есть другие поводы для огорчений.

«Ситуация для бетонщиков в этом году была неоднозначной, - говорит Михаил Бизяев, зам. директора компании “Проммонолит”. - В целом мы довольны объемами сбыта продукции. Но беспокойство вызывает конкурентная ситуация в отрасли. Средние цены на бетон практически не изменились, хотя себестоимость производства заметно возросла». Эксперт уточняет, что рост связан не столько с подорожанием сырьевых материалов, сколько с тарифами монополий, и с расходами на перевозки. «Производители бетона не могут позволить себе в полной мере компенсировать рост себестоимости, - развивает тему Михаил Бизяев. - Дело в том, что в отрасли явный переизбыток мощностей. Это уже ненормальная конкуренция. Некоторые производители откровенно демпингуют, причем в ущерб качеству. Покупатели, к сожалению, клюют на демпинг, хотя шутить с качеством бетона чревато».

Каменный предел

На рынке стеновых камней эксперты тоже говорят о выросшей конкуренции. Для малоэтажного сектора наиболее показательна ситуация на рынке газобетона. За последние годы спрос на этот материал рос быстрее, чем на другие. В прошлые годы в пик сезона в Петербурге возникал даже локальный его дефицит.

Например, в сегменте комплексной коттеджной застройки разные аналитики оценивают долю газобетона в 35-40%, а в строительстве таун-хаузов – более чем в 80% (исходя из общего количества домовладений в поселках). Другое дело, что становится все меньше проектов, где девелоперы предлагают дома или участки с подрядом. В основном продают инженерно подготовленные пятна.

«На рынке газобетона прошло время безудержного роста. В этом году объемы сбыта увеличились в пределах нескольких процентов, в том числе и на рынке малоэтажного домостроения, - говорит Алексей Онищенко, руководитель отдела маркетинга компании “ЛСР-Стеновые”. - Похоже, цены на газобетон достигли максимума или близки к этому. Согласно официальным прайсам стоимость куба сегодня доходит до 4200 рублей. Впрочем, с учетом скидок и различных акций материал можно купить значительно дешевле. Например, у нашей компании до конца года кубометр газобетона можно приобрести по цене чуть менее 3500 рублей/куб.м». Эксперт подчеркивает, что сейчас наш рынок пытаются активно осваивать поставщики из других регионов, а также белорусские производители. Их газобетон чуть дешевле, но и по качеству несколько уступает. «Вряд ли в следующем году официальные прайсы сильно изменяться», - говорит Алексей Онищенко. В противном случае возникнет риск, что покупатели станут чаще присматриваться к альтернативным и более доступным технологиям.

На рынке кирпича спрос остался примерно на прошлогоднем уровне. Некоторые производители говорят даже о падении в пределах нескольких процентов. Это касается и отделочного кирпича, и поризованных блоков, которые используются при возведении несущих стен. По цене особых изменений тоже нет. Какие-то виды кирпича даже стали чуть дешевле. Одна из тенденций: на фоне существенного проседания рынка в Москве многие столичные поставщики кирпича потянулись на Северо-Запад.

Крупнейший производитель кирпича в регионе (Группа ЛСР) намерен в ближайшее время уделить особое внимание продвижению крупноформатных керамических блоков (которые могут быть размером примерно в 14 обычных кирпичей). «Мы считаем, что эти материалы строители малоэтажного жилья пока недооценили, - говорит г-н Онищенко. - Мы намерены снизить прайсы на эти материалы, так что они будут примерно в одну цену с газобетоном. Правда, если учесть, что расход керамических блоков чуть выше (из-за теплоизоляционных свойств), то и обойдутся они чуть дороже. Но кирпичный дом и позиционируется как жилье более высокого уровня».

Дерево в дефиците

Эксперты по рынку деревянного и каркасного домостроения отмечают, что в этом сегменте существенного изменения цен на стройматериалы также не наблюдалось. Но к концу года появились предпосылки к удорожанию. «По большинству позиций цены росли в пределах инфляции. Но последние два месяца на рынке ощущается легкий дефицит некоторых видов пиломатериалов, и это уже несколько сказалось на их стоимости, - говорит Виталий Токарев, генеральный директор компании “Домостроев”. - Однако мы ожидаем, что в зимний период цены должны вернуться к привычным значениям». По словам г-на Токарева, ожидания от сезона, в целом оправдались: «Несмотря на разные общеэкономические факторы люди все равно хотят жить и отдыхать за городом. Другое дело, что многие сделки у нас становятся более длинными: цепочка предполагает, например, продажу городской недвижимости или привлечение кредитных средств».

Со сдержанным оптимизмом подводят итоги сезона производители клееного бруса (дома из этого материала в основном позиционируются как жилье бизнес-класса: при возведении «коробки» редко удается уложиться в сумму менее 38 000 руб./кв. м). «Этот год оказался даже более удачным, чем 2012-й. Особых ценовых корректировок не было, но в ноябре мы планово подняли цены на 5%. Это связано и удорожанием сырья, и с другими объективными факторами», - говорит Ирина Галицкая, коммерческий директор компании «Гринсайд».

Неоднозначно оценивают ситуацию в отрасли строители монолитных домов в несъемной опалубке. Это технология пока не входит в число наиболее популярных на загородном рынке, но спрос на нее уверенно растет. Один из лидеров – группа компаний «Дюрисол», которая производит щепоцементные блоки опалубки. «Хотя сырье для производства подорожало и не так сильно, как бывало в предыдущие годы, но, к примеру, стоимость отечественного цемента практически сравнялась со стоимостью импортного. В связи с этим наш завод полностью перешел на производство продукции с импортным цементом. Он хоть и несколько дороже, но значительно превосходит по качеству местный, - говорит Алексей Воронин, директор по продажам ГК “Дюрисол”. – При этом цена наших блоков для потребителя в течение всего года оставалась неизменной. Хотелось бы заверить, что так будет и дальше, но все зависит от состояния рынка. На ценообразование влияют не только цены на сырье, но и стоимость энергоносителей и ГСМ, ведь мы по-прежнему доставляем наши блоки заказчику бесплатно. В целом для нас сезон сложился неплохо, но прогнозов не оправдал, что, наверное, отражает общее положение дел на рынке малоэтажного домостроения».

Еще один штрих к общей картине добавляют ритейлеры, продающие стройматериалы в розничных торговых сетях. Так, Роман Никоноров, генеральный директор ЗАО «УК Старт» (управляет сетями «Старт» и «Домовой»), говорит, что участники рынка DIY сейчас не ощущают былого оптимизма: «Например, наша компания постепенно уходит от торговли стройматериалами в сегмент товаров для дома». Врезка (по необходимости).

Банкроты и пионеры

За этот год по рынку прокатилась очередная волна банкротств предприятий стройиндустрии, в том числе ориентированных на малоэтажный сектор. Впрочем, проблемы некоторых фирм вовсе не связаны с падением спроса на стройматериалы и возникли уже давно (например, предсказуемы неприятности крупного железобетонного предприятия «Стройдеталь», входившего в состав группы «М-Индустрия»; в этом году завод расположенный в Тосно, оказался в состоянии банкротства). Некоторые фирмы, не рассчитавшие кредитную нагрузку, заявляют, что вовсе не собираются «сливать» бизнес, а просто нуждаются в долговой передышке. Например, в процедуре банкротства оказалось ОАО «Рощинский дом» — одно из крупных предприятий по выпуску оцилиндрованного бревна и клееного бруса. Фирма создана еще в 1992 году. Завод расположен на Круговой ул., 10 в Рощино. В 2000 х на предприятии установили новое импортное оборудование. Мощности завода позволили строить до 3500 кв.м в месяц. В этом году компания сама обратилась в арбитраж, требуя признать себя банкротом. Производитель сообщил: у него есть просроченные обязательства перед кредиторами, и он опасается, что принудительное взыскание долгов может парализовать работу и привести к непоправимым последствиям. Общая кредитная нагрузка превышает 80 млн рублей. Компания — не пустышка. Свои активы она оценивает примерно в 71 млн рублей. Недавно суд ввел процедуру внешнего управления.

Серьезные неприятности возникли в этом году у Глебычевского керамического завода. Он также потребовал признать себя банкротом. Это одно из крупнейших предприятий стройиндустрии в Выборгском районе ЛО. На нем выпускают агломератную плитку, которая на две трети состоит из натурального камня или гранитной крошки. Применяется в качестве напольного покрытия и в облицовке фасадов. Фирма сослалась на большой объем текущей задолженности, с которой не может справиться. Возникла угроза, что за долги предприятию отключат свет. Сотрудники также заявили, что находятся в подвешенном состоянии.

Кроме того, осенью признать себя банкротом потребовало ОАО «Приозерский деревообрабатывающий завод». Представители компании пока воздерживаются от подробных комментариев.

Впрочем, есть для рынка и немало позитивных новостей. В этом году в регионе было анонсировано несколько крупных проектов в сфере стройиндустрии. Например, компания «Технониколь» собирается построить в Тосненском районе завод по производству теплоизоляционных материалов из пенополистирола. Объем инвестиций в первую очередь оценивается в 700 млн рублей.

 

 

comments powered by HyperComments

декабрь 2013