1431
0
Пронин Александр

Исправительное учреждение

Речь идет о редакциях, а не о тюрьмах. Ведь по-латыни редактирование — это и есть исправление, приведение в порядок, улучшение. Уникальная книга, которую составил Аркадий Эммануилович Мильчин, представляет нам историю и природу этой деятельности, причем в первоисточниках.

Нужен хорошему (замечательному, гениальному) писателю редактор? Может ли чужая правка улучшить работу художника? Эти вопросы никогда не получат однозначного и полного ответа. Те, кто считает редактирование варварским вторжением в авторский текст,  неизменно вспоминают историю про Достоевского, который велел оставить без изменения фразу: «Рядом находился круглый стол овальной формы». Вот и Довлатов так вроде бы заявлял, но редактору своей «Зоны» И. Ефимову писал: «С большинством ваших замечаний я согласился и, как мог, исправил текст, заупрямился же в одном или максимум в двух случаях». Конечно, авторы со скрипом признают за редактированием право на существование, называют этот процесс «классовой борьбой», а то и похуже, приводят уйму примеров, когда «кастрирующие ножницы» натворили дел… Но вспоминая хороших редакторов (редкость, увы, необычайная), благодарны им от души, как врачам.

В сборнике представлены все грани этого сложного, исторически изменчивого и захватывающего порой процесса. Местами книга увлекает, словно хороший детектив, хотя это не главное и не единственное ее достоинство. В конце концов, она приводит к мысли, что правильный редактор — этот, по выражению Корнея Чуковского, «окололитературный человек» — исправляет или улучшает, стараясь не навредить. А получается так же непредсказуемо, как и у врачей.

Александр Пронин

если понравилась статья - поделитесь:

декабрь 2011

Новости поселков
Спорт: адреналин
Новости компаний