1630
0
Дмитрий Синочкин

Вторая жизнь «Архитектора»

После реконструкции снова принимает гостей Дом творчества «Архитектор» в Зеленогорске.

Зодчие задумали благоустроить зеленогорский Дом еще в конце 1980-х, когда он принадлежал Союзу архитекторов СССР. Культовое место всем было по душе: многие вспоминают веселые капустники, зажигательные выступления московского ансамбля «Кохинор и Рейсшинка», летний отдых в любимом «крольчатнике» (так прозвали одноэтажный корпус с беседкой-кухней, где каждая комната-номер имела отдельный выход на улицу). Частыми гостями зеленогорской «дачи» были не только архитекторы, но и композитор Василий Соловьев-Седой, дирижер Евгений Мравинский, знаменитый Аркадий Райкин, шахматисты Борис Спасский и Борис Корчной.

«Я впервые попал в “Архитектор”, когда мне было семь лет, — вспоминает архитектор Никита Явейн. — И аж до девятого класса проводил там зимние каникулы. После войны там действительно собиралось “лучшее общество” в самом правильном смысле этого термина… Порой селились по три-четыре человека в комнате. Зато случалось оказаться за одним столом, к примеру, с художником Натаном Альтманом...»

Однако архитектурная обитель после 40 лет эксплуатации требовала преображения, и Союз архитекторов принял решение о реконструкции. Некоторые из обветшавших строений уже были разобраны, когда развалился и Союз. Началась рыночная экономика, и расчет на государственное финансирование приказал долго жить. Российский Союз архитекторов, созданный взамен Всесоюзного, мало чем мог помочь. Разве что передал комплекс Петербургскому союзу. (Правда, свои права зодчим пришлось отстаивать в суде, и это было непросто.)

Денег ни у кого не было, и какое-то время жизнь в историческом корпусе (бывшей даче Богданова 1914 года постройки) теплилась лишь благодаря добровольным пожертвованиям членов союза. КГИОП помог с реставрацией фасадов. Поиски инвестора затянулись на годы.

Как рассказал вице-президент Петербургского союза архитекторов Олег Романов, в 2004-м проектом заинтересовалась компания ООО «Проммонолит-Инвест». Стороны заключили инвестиционный договор: инвестор брался за реконструкцию и строительство новых корпусов для Дома творчества, а за это Союз архитекторов передавал ему под застройку 9 га (из 14 га территории, закрепленной за Домом творчества). Фактически это был дикий лес без каких-либо построек; сейчас на освобожденной территории проведена инженерная подготовка и нарезаны около 20 участков под индивидуальное строительство.

Проект реконструкции выполнила мастерская Олега Романова. Один из жилых корпусов перестроен в соответствии с современными требованиями комфорта: в частности, теперь в каждом номере предусмотрены санузел и душ. На месте «крольчатника» построили двухэтажное здание, в котором (традиция!) номера первого этажа также имеют отдельные входы. Обустроили теннисные корты и парковку. На месте бывшего овощехранилища появился новый корпус, где предполагают оборудовать фитнесс-центр, бильярд и проч.

Первым событием в обновленных стенах «Архитектора» в Зеленогорске стал фестиваль «Артерия». Его инициатор — молодежная секция Петербургского союза архитекторов. Тему выбрали простую: «Рекреация» — как мечта о достойном комфортном отдыхе. «Артерия» — потому что архитектуре нужен приток свежей крови (родственное английское прочтение — art area — домысливается). Фестиваль собрал более 100 участников.

Особо смелым понравилось медитировать, сидя на самодельной консоли на пятиметровой высоте. Оттуда же можно было наблюдать за ежевечерними концертами. В ходе творческих воркшопов появились удивительные 3D-объeкты —трансформеры и свето-музыкальные инсталляции. Поэты оформили своими виршами 300-метровую «поэтическую аллею» — с помощью букв из пенопласта. Организаторы фестиваля рады, что он стал междисциплинарным, чем существенно отличается от других, чисто архитектурных событий. Следующий фестиваль планируют провести в 2011 году.

Дом творчества открыт не только для зодчих. Гостям предлагают 50 благоустроенных номеров уровня 3–4 «звезды» в среднем по 3000 рублей за номер в сутки.

«Вряд ли Дом творчества сможет снова аккумулировать творческие силы, стать местом интенсивного профессионального общения, как когда-то, — считает Никита Явейн. — Тогда это было престижно, и путевки было не достать. Проект реконструкции обусловлен ностальгией… Сейчас все сидят по собственным дачам. И в самом Союзе архитекторов давно нет единства — есть несколько влиятельных групп. Впрочем, может быть, крупные мастерские будут снимать номер-два для поощрения сотрудников. Это помогло бы отчасти решить проблемы с заполняемостью комплекса…»

Дмитрий Синочкин


 

если понравилась статья - поделитесь:

декабрь 2010