1588
0
Дмитрий Синочкин

Ехать, плыть или лететь?

По одной из версий, трехлучевая звезда марки «мерседес» — символ технического совершенства в трех стихиях. Фирма производила не только авто, но также аваиационные и лодочные моторы.

Даже странно, что «мерседес» придумали не в Ленобласти. По ее просторам можно передвигаться любым способом. Хватает всего: земли, рек, озер и воздушного пространства. Остается уточнить практическую возможность и экономическую целесообразность разных видов передвижения.

Наиболее развитые сети автомобильных дорог — на северо-западном, юго-западном и южном направлениях Ленобласти. Здесь проложено более десятка трасс федерального значения. Через Всеволожский и Ломоносовский районы проходит КАД. Юго-восточное направление менее насыщено автотрассами, и совсем плохо с дорогами на северо-востоке и востоке ЛО.

Общая протяженность автодорог Ленобласти составляет около 22 500 км. В зоне внимания Комитета дорожного хозяйства (КДХ) области — примерно 10 000 км региональных дорог, и столько же — в ведении муниципальных образований.

На содержание и ремонт ежегодно нужно тратить 15–17 млрд рублей. В 2010 году выделено около 4 млрд руб. Ремонт 1 км дороги стоит 5–7 млн рублей.

Многие дороги были построены в 50-е –70-е годы, с допустимыми нагрузками на ось 6–10 тонн. Нагрузки при движении современных автопоездов значительно выше, и дороги интенсивно разрушаются. Формируется отставание по обычному и капитальному ремонту автотрасс. Кроме того, небывало снежная и морозная зима усугубила и без того не простую дорожную обстановку.

Областные власти решили в 2011-м обойтись без строительства новых дорог вообще, а все деньги направить на ремонт.

Оснований несколько. Во-первых, за 2009–2010 гг. было введено в строй около 240 км новых трасс. Во-вторых, Приозерское шоссе передали в федеральную собственность, и теперь область не финансирует его реконструкцию и ремонт.

Максимально эффективному использованию автотрасс мешают железные дороги. Так уж сложилось исторически: стремление спрямить рельсовые пути приводит к многочисленным пересечениям автодорог с железнодорожными путями. Это усугубляется появлением высокоскоростных магистралей. По оценке КДХ, введение скоростного поезда Петербург — Хельсинки («Аллегро») приведет к тому, что на переездах машинам придется ожидать открытия шлагбаума в течение 50–60 минут. Если таких поездов будет шесть, то ситуация может стать катастрофической. В программе развития высокоскоростных магистралей уделялось внимание созданию примерно десятка двухуровневых развязок. Их строительство в полном объеме потребует времени, финансирования и участия некоторых ДРСУ (из 20 имеющихся в области).

Вдоль берегов

Совет по морской деятельности при губернаторе Ленинградской области принял в марте и апреле 2010-го два важных решения. Первое предполагало определить возможности дальнейшего развития судоходства по внутренним путям ЛО, второе — придать поступательное движение развитию туристско-экскурсионных маршрутов на территории области.

Комитет по транспорту и транспортной инфраструктуре разработал техническое задание на анализ возможностей переключить грузопотоки на водный транспорт. Чиновники собрали сведения о наличии причальных сооружений, пригодных для обслуживания пассажирских судов и выполнения грузовых работ на внутренних водах ЛО.

Параллельно была разработана областная «Концепция и комплексная программа развития водного туризма». Подготовлен перечень маршрутов (действующих и перспективных). Главам администраций МО рекомендовали учесть потребность развития инфраструктуры водного туризма при разработке схем терпланирования и — по возможности — создавать льготные условия для организаций, заинтересованных в продвижении этого проекта.

В области насчитывается около 230 причальных сооружений. Наружный осмотр вдоль русла Невы показал, что только незначительная часть их находится в удовлетворительном состоянии. Разрушены причалы Невского керамического завода (Всеволожский район), д. Лобаново, г. Кировска, Саперного (Кировский район). По обоим берегам Невы есть полностью негодные причалы пассажирской переправы. По мнению специалистов КТТИ, ремонт можно провести в короткие сроки, что позволит возобновить прерванные перевозки.

Без создания транспортно-логистических комплексов, причальных сооружений, мест зимней стоянки водного транспорта и сети автодорог дальнейшее развитие водного транспорта весьма призрачно. Ремонтная база и пункты обслуживания для пассажирских и маломерных судов в акватории Невы не развиты. Техническое обслуживание флота судовладельцы производят самостоятельно. Единственный плавучий пункт заправки маломерного флота ГСМ организован в Шлиссельбурге. Мест для отстоя судов в межнавигационный период практически нет. До 30–40 судов стоят в Новой Ладоге, вдали от ремонтной базы и обслуживающего персонала.

Вместе с тем наличие железнодорожного сообщения и перспективное строительство КАД-2 в районе Отрадного делают этот участок побережья наиболее привлекательным для развития перегрузочных мощностей.

Экскурсионно-туристические водные маршруты по Неве развиты слабо. Необходимо строить и ремонтировать существующие причалы и развивать соответствующую инфраструктуру. Причалы могут быть устроены из плавучих понтонов (зимой их можно хранить на берегу) либо иметь ряжевую или свайную конструкцию.

Проверка КТТИ обнаружила на территории Кировского и Всеволожского районов несанкционированные стоянки маломерного флота. У уреза воды расположены водные гаражи, сараи, слипы и пирсы,  многие из которых брошены и пришли в упадок, а также затопленные объекты.

Часть береговых знаков навигационной обстановки стоит на участках, на которых ведется частное строительство. При выдаче разрешений на землепользование их наличие на участке не учитывается, а условие обязательно расположить такой знак на наделе не оговаривается.
В зону внимания КТТИ попали и многочисленные места размыва берегов, которые требуют соответствующего укрепления.

В особенности — левый берег Невы в городе Отрадное, где обрыв находится в 20 метрах от автодороги Отрадное — Кировск.

Вместе с тем есть предпосылки для развития в акватории Невы яхтенных стоянок, мест стоянок и предприятий для обслуживания маломерного и пассажирского флота.

Хаб в перспективе

По сведениям КТТИ, областной парк малой авиации насчитывает около 112 крылатых машин, в том числе 16 дельтапланов. Один вертолет есть у ГУ МЧС по СПб и Ленобласти, еще два у УС-3 центра МЧС. Ни у правительства города, ни у правительства области собственных вертолетов нет.

В области насчитывается 30 действующих аэродромов и площадок, а также один гидроаэродром (озеро Красноармейское). Из них восемь аэродромов подлежат сертификации. По прогнозам Вадима Бастрыкина, главного консультанта программы, к лету 2011 года должно появиться еще 17 обустроенных мест для посадки вертолетов.

Весьма неоднозначно и отношение жителей «тихих» мест к воздухоплавательному прогрессу. В прессе упоминался скандал
в коттеджном поселке «Малое Репино», где собственник участка решил построить вертолетную площадку и ангар.

Аналогичная ситуация — в Громово и некоторых других поселках.

КТТИ считает перспективными следующие проекты:

1. Создание регионального аэродрома на базе действующего «Манушкино» (10 км северо-восточнее Колпино) с полноценной инфраструктурой для обслуживания пассажирских, грузовых и почтовых перевозок. Предполагается использовать средние вертолеты типа МИ-8 и самолеты типа Ан-2 (Ан-28), «Вильга», Cessna и др.

2. Создание специализированного аэродрома федерального значения (грузового авиационного хаба) на территории бывшего военного аэродрома «Вещево», способного принимать и обрабатывать крупнотоннажные воздушные суда. Хаб должен стать базовым элементом логистического технопарка, который можно построить на этом участке. Кроме того, на аэродроме также может быть представлена региональная и деловая авиация. Аэродром «Вещево» расположен в непосредственной близости от международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг» и от трансевропейских коридоров. Рядом есть железные и автомобильные дороги, относительно близко санкт-петербургские порты Балтийского моря и сухопутная граница с Финляндией. Все это характерные признаки классического авиационного хаба.

Возможна координация проекта логистического технопарка с другими — например, с проектом создания контейнерного терминала финской фирмой Containership Ltd в районе поселка Ясино (Всеволожский район).

Перегруженность петербургского транспортного узла (в первую очередь — морского порта), а так же недостаточное количество в нем объектов современной логистической инфраструктуры позволяет в перспективе — при строительстве и вводе в действие логистического технопарка «Вещево» — оттянуть туда значительный грузопоток.

По мнению КТТИ, в дальнейшем целесообразно рассмотреть вопрос о создании на территории логистического технопарка «Вещево» свободной экономической зоны с налоговыми и таможенными льготами для грузовладельцев и транспортно-логистических компаний. Такая реконструкция может обеспечить благоприятные возможности для создания не менее 3000–4000 новых рабочих мест.

Николай Шаров

к сведению

Протяженность области с запада на восток — 450 км, с севера на юг — 320 км. Протяженность автодорог — около 22 500 км (шесть — федерального значения и десять региональных). Общая протяженность рек — около 56 000 км. Нева, Свирь, Волхов судоходны на всем протяжении, Плюсса, Луга, Сясь, Паша, Оять и Вуокса — на отдельных участках.

В области примерно 1800 озер, из них 13 — крупные. Значительная часть территории заболочена. Протяженность судоходных речных и озерных путей — 2054 км.

Общее количество потенциальных посадочных площадок — 68. Из них 30 действующих (в том числе восемь аэродромов) и около 40 находятся в хорошем или удовлетворительном состоянии. В Волосовском районе 11 площадок, по семь — в Приозерском и Лужском, по шесть — в Кингисеппском, Гатчинском и Волховском, пять в Выборгском и четыре в Ломоносовском районе. В остальных — одна-три площадки.

если понравилась статья - поделитесь:

декабрь 2010