598
0
Синочкин Дмитрий Юрьевич

Чудо о жилье

Правительство России одобрило новую версию федеральной целевой программы «Жилище». С 2011 по 2015 год ее реализация потребует 620 млрд рублей. Почти половину суммы (291 млрд) даст федеральный бюджет, на 110 млрд должны раскошелиться региональные и муниципальные власти. Еще 219 млрд  — это «собственные и заемные средства граждан».

Учитывать в рамках бюджетной программы «средства граждан» — это только мне кажется странным? В конце концов, у граждан может быть свое мнение насчет того, куда потратить деньги. Пока, например, они предпочитают складывать денежки на депозит (более 9 трлн рублей скопится на банковских счетах к концу этого года), а не финансировать застройщиков.

Премьер-министр Владимир Путин, выступая на заседании правительства, напомнил: «В период кризиса [видимо, в 2009-м и 2010-м, — «Пр.»] в жилищную сферу было вложено порядка 1 трлн рублей только федеральных ресурсов. За счет этого мы смогли удержать ситуацию».

На сайте Минфина в проекте бюджета тоже есть интересные цифры: в 2011 году по программе «Жилище» государство потратит 51 млрд, в 2012-м — столько же, в 2013-м — около 41 млрд. (Для сравнения: на уничтожение химического оружия Москва планирует в будущем году потратить 30 млрд рублей, на «поддержку развития» Чеченской республики — 18 млрд. Расходы на подготовку Олимпиады в Сочи оцениваются в 800–900 млрд.)

То есть объем государственной поддержки отрасли с окончанием кризиса сокращается на порядок. «Национальный проект» сворачивается.
Премьер разъяснил: начинает действовать «принципиально новый механизм запуска новых строек». Каждый субъект РФ должен разработать региональную программу развития жилищного строительства, внедрить «упрощенный порядок» предоставления участков под застройку, разработать документы терпланирования, заложить средства под обеспечение новых площадок коммунальной и дорожной инфраструктурой. «Важно стимулировать инициативу граждан, включая создание ЖСК», — сообщил Владимир Путин.

Откуда регионам брать средства на инфраструктуру, правительство не говорит. А, к примеру, в прогнозе социально-экономического развития, подготовленном экспертами МЭР, сказано об «ужесточении бюджетной политики» в отношении регионов в 2011–2013-м. И какой «упрощенный порядок» имеет в виду правительство, если федеральный закон предусматривает единственный вариант предоставления земли под жилую застройку — через аукцион?

Как обычно, нововведения сопровождаются посулами и угрозами. В качестве «пряника» правительство предусмотрело «поддержку лучших региональных программ». Лучших выберут на конкурсе и дадут им денег «на прокладку дорог в районах массовой застройки, а также на уплату процентов по кредитам, взятым под строительство коммунальной инфраструктуры». Подобные конкурсы Минрегион уже проводил.

Результат, мягко говоря, не вдохновляет.

«Кнут» — более понятен: Минрегион будет «доводить» до субъектов РФ плановые показатели по вводу жилья, а по их выполнению — делать выводы о качестве работы губернаторов.

Еще в Государственной думе будет рассматриваться законопроект об «особом порядке» предоставления земли под проекты эконом-класса. В соответствии с ним участки станут получать застройщики, которые обязуются продавать построенное по наименьшей цене.

Одни аналитики, оценивая последствия такого шага, говорят, что никто не мешает застройщику продать квартиры (хоть и по 30 000 за метр) «специальным» покупателям, которые затем выставят жилье на рынок уже по вполне рыночной цене.

Другие замечают, что, если какие-либо фирмы получат площадки на льготных условиях, это сразу же поставит на грань краха тех застройщиков, кто покупал землю за полную стоимость.

Но это все пока прожекты и разговоры.

А регионы, собственно, уже отреагировали на «новый курс».

Проект бюджета Ленобласти на 2011–2013 годы предусматривает, что на программу «Доступное жилье» в 2011-м будет выделено 310 млн рублей. (В 2009-м на жилищные программы было потрачено 1,9 млрд, в 2010-м, по предварительным данным — 1,45 млрд, то есть в пять раз больше, чем запланировано на будущий год.) Еще 85 млн область и Фонд ЖКХ израсходуют на переселение граждан из аварийных домов.

Новых дорог в будущем году область строить не планирует (см. материал «Ехать, плыть или лететь» в этом номере «Пригорода»), ни в «местах массовой застройки», ни где-либо еще. Дополнительные расходы на «социалку» и сети тоже не предусмотрены.

Расклад в целом ясен: отрасли предоставлено право выплывать самостоятельно. Неясно другое: как при таком подходе правительство планирует год за годом увеличивать объемы жилой застройки? То ли рассчитывает, что обязательства и обещания через год-другой как-нибудь позабудутся. То ли уповает на то, что жилье будет строиться благодаря вмешательству высших сил…

Дмитрий Синочкин

comments powered by HyperComments

декабрь 2010