677
0
Синочкин Дмитрий Юрьевич

Четвертое измерение Инго Маурера

«Что для вас свет?» — спросите у любого и получите самые разные ответы: от подробного описания длины световой волны до рассуждений о божественной природе солнечных лучей. А что ответит вам человек, для которого свет — это профессия? Инго Маурер, известный немецкий дизайнер, «маэстро света», — как раз такой человек, и о деле своей жизни говорит открыто и с душой.

В Петербург Инго Маурер приехал во второй раз. Первый случился в 1989 году, когда Петербург еще именовался Ленинградом и располагался на территории СССР. По словам г-на Маурера, тогда даже лица у горожан были другие, света в них было куда как меньше. Ему со стороны виднее, он в освещении хорошо разбирается…

Через 21 год, 26 октября 2010-го в выставочном пространстве PerlovDesign Center открылась его персональная выставка «Инго Маурер. Культ Света».

Его называют маэстро, первопроходцем, провокатором, волшебником за тонкую, даже трогательную работу со светом.

Г-н Маурер не перестает удивлять нестандартным мышлением и уникальным творческим подходом. И постоянством — с 1960-х годов он занимается исключительно светом, а особое чувство питает к обыкновенной лампочке, на сегодня почти везде запрещенной.

«Лампочка Эдисона изменила нашу жизнь, и жаль, что ЕС ее запретил. Теперь у нас много света, и светом часто хвастаются», — говорит Инго Маурер. Он считает, что ощущение света должно быть в самом человеке. Если не будет света в душе, дизайнерская лампа не поможет. Мастер уверен, что сделать что-то самому, попробовать воплотить собственные идеи — важнее, чем покупать чужие.

Обычная лампочка — мотив, вновь и вновь возникающий в творчестве Маурера.

Отдавая дань уважения ее изобретателю, Томасу Альве Эдисону, Маурер использует его имя в названиях некоторых своих объектов. Дизайнер тут же признается: в том, что касается экологии, он сам и его команда — грешники. Но если мы хотим сохранить наше будущее, о будущем этом нужно задуматься уже сейчас.

Первый значительный успех пришел к г-ну Мауреру в начале 1970-х годов, после создания серии светильников с традиционными японскими веерами. Для этого дизайнер несколько раз ездил в Японию, наблюдал за работой мастеров, создающих веера. В 1977-м он начал использовать тонкую японскую бумагу — материал, который можно увидеть и в современных его работах. И это очень красиво.

Инго Маурер любит все, что может создать световое настроение, он рассматривает свет, далеко выходя за рамки функциональности. Вдохновение может произрастать из любого предмета или явления, говорит маэстро. Если идея правильная, то воплощение приносит радость. Маурер и его команда (он искренне добавляет, что с ним работают отличные люди и производят вместе различные вещи) работают спонтанно и, создавая нечто новое, мало планируют. Концепция подачи предмета возникает уже после того, как он сделан. Мастер признается, что любит, когда работает с неуверенностью и в определенной степени бессознательно. Неуверенность — исходная точка, от которой он отталкивается уже много лет. А еще он с удовольствием провоцирует зрителя: «Человеческий мозг нуждается в провокации, тогда он думает о чем-то невозможном».

Успех дизайнера, как известно, базируется на коммерческой успешности его предприятия, но с маркетингом у г-на Маурера отношения натянутые. Принцип маркетинга — продать то, что человеку, может быть, и вовсе не нужно. Маэстро считает, что это неправильно, и предпочитает представлять на суд публике готовые результаты своего труда. Он сознательно идет на риск, оставаясь не только дизайнером, но и производителем в одном лице. И предприятие его успешно функционирует, более сорока лет создавая не просто светильники, а настоящие арт-объекты, «световые скульптуры». Их покупают, во множестве копируют, используют в кинолентах.

Проблема плагиата для г-на Маурера, как и для любого творческого человека, много инвестировавшего в предприятие, неприятна и болезненна. «Но в мире есть много людей, которые любят оригиналы, и я способен в конце месяца оплатить свои счета», — улыбается он.

Инго Маурер не стремится к стилистическому единству, напротив, он гордится тем, что никогда не повторяется. Выбор материалов, технологий воплощения, итоговых форм ограничивается только его собственным любопытством и законами природы. Главное — облечь свет, неподвластное нам четвертое измерение пространства, некую нематериальную субстанцию, в материальную форму. Это возможность сделать нашу жизнь немного более радостной.

В Петербург Инго Маурер привез всего 50 объектов, иллюстрирующих различные этапы его творческого пути. Это Bulb («Лампочка», 1966), системы YaYaHo (1984), Jetzt (2009) и лимитированное издание 2010 года — Bang Boom Zettel'z.

Среди представленных на выставке объектов — огромная бумажная люстра Floatation, настольная лампа Don Quixote, красное пластиковое сердце One from the Heart (1989) и лампочка с крыльями Lucellino (1992).

С 1990-го мастер уделяет много внимания инсталляциям и световым системам.

В экспозиции есть огромные металлические светильники-купола, сделанные для станции мюнхенской подземки West-friedhof (1998), инсталляция для показа японского модельера Иссеи Мияки (1999), световые скульптуры для интерьера павильона Atomium в Брюсселе и огромный световой объект для концертного зала Rockhal в Люксембурге (2007).

В 2010-м  Инго Маурер был удостоен награды Федеративной Республики Германии за вклад в развитие дизайна. Но дело не в наградах. Глядя на его работы и слушая его рассуждения о мире и свете, понимаешь: а ведь он и правда мастер четвертого измерения. Свет — только средство, на самом деле он дизайнер человеческих сердец.

Мария Литвинова

к сведению

Инго Маурер родился в 1932-м на острове Райхенау (Германия). Изучал графический дизайн в Швейцарии и Мюнхене. В 1960–63-м жил и работал в США. Вернувшись в Германию, в 1966-м основал собственную компанию Ingo M в Мюнхене и начал создавать и производить светильники. Первым из них был Bulb — «лампочка внутри лампочки». Уже в 1969 году Bulb вошел в коллекцию Музея современного искусства (MoMA, Нью-Йорк).

В 1984-м на выставке Euroluce в Милане представлена YaYaHo — одна из первых в мире систем освещения низкого напряжения. В то время галогеновые лампочки, сделавшие возможным и безопасным использование открытых кабелей, в интерьере практически не применялись. Идею YaYaHo с большим энтузиазмом приняла интерьерная индустрия, появилось множество подражаний.

1989 — создана первая арт-инсталляция в Fondation Cartier (Париж, выставка Lumiere Hasard Reflexion).

В том же году прошла ретроспектива в Ленинграде.

С этого момента объекты Инго Маурера — как уникальные, так и производящиеся серийно — показывают на множестве выставок по всему миру. Персональные выставки Инго Маурера состоялись в Мюнхене (1992, Villa Stuck, выставка Ingo Maurer: Working with Light) и  Амстердаме (1993, музей Stedelijk, выставка Licht Licht).

В 2002-м музей дизайна Vitra и Маурер создали путешествующую выставку Ingo Maurer — Light — Reaching for the Moon, которую показывают в Европе и Японии.

Другой важной выставкой стала  Provoking Magic: Lighting of Ingo Maurer в Национальном музее дизайна Cooper-Hewitt (Нью-Йорк).
Недавно прошла выставка г-на Маурера в Bauhaus Archiv (Берлин), представившая его наиболее значимые работы.

к сведению

Выставка «Инго Маурер. Культ Света» открыта на третьем этаже выставочного пространства PerlovDesignCenter (Галерея Дизайна/bulthaup, Б. Конюшенная, 2) и продлится до конца января 2011 года.

 

comments powered by HyperComments

декабрь 2010