1388
0
Денисов Роман

Гонка cооружений

Отношение покупателей загородного жилья к новым строительным технологиям меняется довольно медленно. Эксперты уверены, что с увеличением числа реализованных объектов исчезнут и все сомнения насчет достоинств (и недостатков) тех же «сэндвичей», несъемной опалубки или фахверков.

Большинство заказчиков до сих пор с недоверием относятся к инновационным решениям в области коттеджного строительства, пусть даже на западе эти технологии успешно используются не один десяток лет.

Ноу-хау без примерки

Чужой опыт не всегда помогает — нужны положительные отзывы российских потребителей. А где найти людей, которые пожили бы пять-десять лет в доме, построенном, скажем, с применением щепоцементной опалубки, если первые заводы по ее производству были запущены в нашем регионе совсем недавно? Другое дело — кирпич или оцилиндрованный брус. «Будь у нас крупные поселки, построенные по новым технологиям, отношение покупателей к ним, наверное, было бы совсем другим, — подтверждает Ирина Гудкина, генеральный директор АН “Бекар”. — Но они еще не введены в эксплуатацию. Поэтому большинство покупателей и выбирают традиционные решения».

Впрочем, если судить по заявленным проектам в сфере производства современных стройматериалов, то инвесторов вовсе не останавливает консерватизм заказчиков. Они уверены, что такие факторы, как сокращение сроков строительства и снижение его стоимости (именно это декларирует большинство компаний-новаторов), изменят мышление покупателей — нужно лишь стимулировать этот процесс. Только за последний год в регионе запущено не менее пяти крупных современных производств, ориентированных на малоэтажку.

Специалисты, которые занимаются продажей недвижимости, подтверждают, что спрос на новые технологии стабильно растет, пусть и не так быстро, как хотелось бы. Например, по данным ИСГ «ЦАН-девелопмент», с каждым годом количество реализованных панельно-каркасных домов увеличивается на 8–10%. «Эта технология позволяет не только быстро собрать дом, но и обеспечить достойную тепло-, шумо-, гидроизоляцию, удобство и комфорт проживания, — говорит Алексей Попов, генеральный директор ИСГ “ЦАН-девелопмент”. — Если раньше каркасный дом просто красили, то сейчас на рынке предлагают различные технологии отделки: например, под камень (плитка, создающая визуальный эффект каменной стены). К тому же многие покупатели ездят отдыхать в Скандинавию, а там 90% всех домов построены именно по такой технологии. Этот факт, конечно, повышает доверие».

«Пока рано говорить, что менталитет поменялся, но подвижки, безусловно, есть, — считает Маргарита Драль, старший менеджер отдела загородной недвижимости агентства “Александр-Недвижимость”. — Первое впечатление заказчика, когда он узнает, что дом — каркасный, бывает негативным, но после того как человек посетит объект и на месте ознакомится с технологией, как правило, он меняет свое отношение».

Ломка стереотипов

Многое зависит от конструкции дома. Помимо коттеджей из сэндвич-панелей к современным технологиям можно отнести строительство домов в несъемной опалубке, с применением фахверковых конструкций и клееного бруса, дома на основе металлокаркасов, вибропрессованных камней и т.д. Далеко не все материалы одинаково востребованы. Например, на фоне растущего спроса на деревянные каркасные дома почти не меняется доля коттеджей, сооруженных с применением металлокаркаса. «Даже не всегда помогает поездка на объект, — говорит Маргарита Драль. — Людей больше всего беспокоит экологичность такого жилья, и переубедить их очень сложно». В итоге реализованные объекты в Ленобласти можно по пальцам пересчитать.

Как рассказывают представители компании «Гринсайд», еще несколько лет назад подобные сомнения возникали у покупателей в отношении домов из клееного бруса. Сейчас вопросы экологии поднимаются все реже и реже. «Мы используем только самые современные и безопасные клеевые составы, которые опробованы при изготовлении деревянной посуды, поэтому говорить о содержании вредных веществ не приходится, — заявляет Дарья Дунаевская, менеджер “Гринсайда”. — Многие преимущества клееных конструкций по сравнению с постройками из обычного оцилиндрованного бревна несомненны. Они не дают усадки и при этом отличаются лучшей геометрией». Интерес к таким коттеджам подтверждают не только агенты по недвижимости, оперативно реагирует и бизнес. Например, компания «Haus-Konzept Содружество», которая традиционно занималась каркасно-панельным жильем, начиная с этого года выпускает также коттеджи на основе клееной древесины.

Другая технология, перспективы которой высоко оценивают участники рынка, — монолитное строительство в несъемной опалубке. «Например, вызывает интерес строительная технология VELOX, которая используется при возведении коттеджей в “Петербургском садовом кольце”, — говорит Ирина Гудкина. — Это комплексная энергосберегающая система, которая позволяет быстро и недорого
возводить теплые дома. Но проблема в том, что в коттеджах такого типа еще никто не жил, и говорить о бешеном спросе пока рано».

Есть несколько технологий, перспективы которых эксперты оценивают очень осторожно. «Не получают массового распространения дорогие методы строительства, — подчеркивает г-н Попов. — Например, фахверковая технология (конструкция дома предполагает использование массивных клееных балок) сейчас занимает мизерную долю рынка, поскольку дома, построенные с ее применением, стоят по $1,5 млн». Некоторые современные стройматериалы вообще не были упомянуты опрошенными экспертами. Например, никто не оценил возможности использования вибропрессованных бетонных камней, которые по стоимости конкурируют с традиционным газобетоном. А ведь Кировский ДСК построил целый поселок «Отрадный берег» из этого материала.

Недопонятые цены

Спрос на новые технологии мог бы расти значительно быстрее, уверены специалисты, если бы существовала четкая ценовая градация. Но зачастую сборные дома из трехслойных панелей стоят больше, чем коттеджи из натурального дерева, и на рынке нет четкого понимания, какой материал какому классу соответствует. «Будь ценовая политика производителей сбалансированной, продажи пошли бы быстрее», — считает Маргарита Драль.

Есть и другие сдерживающие факторы. «Взять, например, панельно-каркасные дома, — рассуждает Ирина Гудкина. — Они должны отличаться высокими теплоизоляционными свойствами и прочностью. Но многие застройщики, используя эту технологию, нарушают стандарты, поэтому у покупателей часто возникает ощущение, что перед ними — картонный домик». Это, безусловно, отражается на доверии клиентов.

Суммарную долю, которую занимают новые технологии, никто оценить не берется. Например, сборно-каркасные коттеджи претендуют примерно на 20% рынка деревянного домостроения — при том, что общая доля деревянных коттеджей составляет свыше 30% всей малоэтажной застройки. Технологии монолитного строительства пока составляют не более 10%. Остальные, включая применение фахверков и металлоконструкций, занимают лишь несколько процентов рынка.

В ближайшее время ситуация, скоре всего, существенно не изменится. Но по мере ввода в эксплуатацию тех объектов, которые сейчас находятся на этапе строительства или проектирования, интерес к новым конструкциям и технологиям будет расти.

Роман Денисов, «Недвижимость и cтроительство Петербурга» —
для «Пригорода»

если понравилась статья - поделитесь:

декабрь 2007

Спорт: адреналин
Новости поселков
Дома и люди