645
0
Денисов Роман

Повседневный hand made

КОГДА-ТО, еще при прежней власти, были магазины «Сделай сам» — для рукастых советских граждан. А сегодня так называется чрезвычайно модный за границей торговый формат DIY (do it yourself). На педантичном Западе DIY бывает soft и hard. Магазины первой категории предлагают кафельную плитку, обои, напольные покрытия и т.п. Во второй — ассортимент для людей более решительных: строительные смеси, столярка, гипсокартон и пр. Петербургские DIY, как правило, сочетают и то, и другое, что вполне резонно: у нас любой косметический ремонт приобретает характер капитального и обрастет разными отягчающими обстоятельствами — только ковырни стену поглубже.

За последние пару лет современные и нарядные гипермаркеты стали реальной альтернативой многочисленным строительным базам и начали постепенно вытеснять их с рынка. Причем есть все основания считать, что именно 2006 год станет переломным по части внедрения заграничного взгляда на ремонт в сознание среднестатистического петербуржца. Одна за другой в город вошли несколько именитых международных сетей, предлагающих не только огромный ассортимент всякой строительной всячины, но и заявляющих низкие цены. Они облюбовывают оживленные трассы, рассекающие крупные «спальные» районы, и вылетные магистрали — особенно ценится близость к КАД.

В июле на Дальневосточном проспекте, 16 заработал «первенец» транснациональной сети Castorama. Эта торговая марка принадлежит британской группе компаний Kingfisher, которая владеет более чем 150 подобными магазинами в странах Европы. В одноэтажной типовой «коробке» с торговым залом площадью 8500 кв.м уместилось примерно 35 000 наименований товаров, покупателей готовы обслужить 18 касс. Рядом со зданием предусмотрен паркинг на 500 машин. Доля импортной продукции в ассортименте не превышает 15%.0 Генеральный директор компании Castorama в России Питер Партма считает, что конкуренция на петербургском рынке товаров DIY довольно высокая. «Тем интереснее закрепиться на нем, — уверен он. — Мы адаптируем наш европейский формат к местному потребителю, а выиграть рассчитываем за счет цен».
Сумма инвестиций в запуск первой Castoramа составила около $25 млн. Всего Kingfisher планирует обзавестись в Петербурге 7–8 такими магазинами. Второй уже строится на юге, на пересечении Дунайского проспекта и Пулковского шоссе (на бывших землях сельхозкооператива «Лето»). Британцы предпочитают выступать в союзе с местными ритейлорами. На Дальневосточном они делят участок с компанией «Лента». На Пулковском приобрели кусок земли у ЗАО «Доринда», которое возводит здесь очередной торговый комплекс «О'Кей». Кстати, во всем мире симбиоз продуктовых гипермаркетов и магазинов концепции DIY — явление весьма распространенное.

Место для третьей Castorama уже найдено, но пока держится в секрете.

В сентябре на Таллиннском шоссе, 163 открылся первый концептуальный гипермаркет DIY под вывеской «К-Раута». Инвестор — финская компания Rautakesko — вложила в проект около 10 млн евро. Участок под застройку приобретен у соседа — все той же «Ленты». Площадь нового магазина — 10 000 «квадратов», ассортимент включает более 40 000 товарных позиций. Цены тоже обещаны гуманнее среднерыночных.

Фирма Rautakesko вышла в Петербург в прошлом году, купив у местного оператора «Текс» торговую сеть супермаркетов «Строймастер». Сейчас финны приступили к реорганизации существующего бизнеса. Все действующие магазины (их пять) начали работать под единым брэндом «К-Раута». К ним добавятся построенные с нуля гипермаркеты. Второй должен появиться до конца года на Московском шоссе (опять под боком у «Ленты»). На 2007 год запланирован старт еще двух гипермаркетов, предположительно на севере города.

В октябре в Лахте (Лахтинский пр., 85) дебютировала немецкая сеть OBI (объединяет по миру 500 магазинов общей площадью около 3,3 млн кв.м). Ее гипермаркет DIY открылся под крышей торгового комплекса «Гарден Сити», расположенного на въезде в Петербург и ориентированного на граждан, предпочитающих загородную жизнь. Магазин занял 15 000 кв.м и обошелся инвестору примерно в $15 млн.

Еще два гипермаркета OBI (каждый по 14 000 «квадратов») заработали к декабрю в составе «МЕГА-Дыбенко» и «МЕГА-Парнас». Немцы являются постоянными партнерами ИКЕА. Их магазины DIY традиционно становятся одними из главных «якорей» в этих торговых Вавилонах, разбросанных по разным российским городам.

Четвертый петербургский OBI появится в начале 2007-го в ТРК «Питер Радуга», который достраивает в Московском районе (на пр. Космонавтов) международный концерн VINCI.

Излишне говорить, что и OBI одним из главных своих козырей считает даровые цены.

Местные игроки DIY отвечают на иностранное вторжение повышенной инвестиционной активностью. Столп петербургского рынка товаров для ремонта и обустройства — сеть «Максидом», пока располагающая четырьмя гипермаркетами, — в декабре запускает пятый магазин на пересечении Выборгского шоссе и КАД. Еще два появятся в 2007-м в Купчино и в Невском районе.

«Корпорация СБР» продолжает развивать сеть гипермаркетов «Метрика». Очередной магазин площадью 7800 кв.м с ассортиментом из 50 000 наименований товаров открылся в августе на ул. Фучика, 8 в арендованных помещениях. Объект реконструировала «Строительная Компания “Рыбинская”», входящая в «Корпорацию СБР». Практически одновременно сетевик запустил вторую очередь «Метрики» на Пулковском шоссе, 53 (первая была открыта в мае 2005-го). К имевшимся 14 500 кв.м добавились еще 20 000 «квадратов». В ассортименте гипермаркетов доминирует отечественная продукция. Доля импорта, по разным оценкам, составляет около 30%.0
Сейчас в Петербурге работают четыре «Метрики». До конца года компания намерена открыть еще две. Кроме гипермаркетов DIY «Корпорация СБР» управляет также четырьмя торговыми центрами под вывеской «Стройбаза Рыбинская».

В декабре обещано открытие пилотного гипера сети «Старт» в Купчино (на перекрестке ул. Бухарестской и Олеко Дундича). По информации СМИ, это новый бизнес председателя совета директоров и совладельца лесопромышленной корпорации «Илим Палп» Захара Смушкина. Магазин площадью примерно 10 000 кв.м заработает рядом с продуктовым гипермаркетом «Карусель». В планах инвестора — еще четыре петербургских «Старта».

Динамично растет и сеть «Домовой». Ее оператор — компания, входящая в холдинг «Адамант». Поэтому магазины DIY, работающие под этим брэндом, стали практически непременным атрибутом крупных ТРК, которые один за другим запускает лидер петербургского рынка торговых площадей.
Корпорация «Искрасофт», специализирующаяся на торговле стройматериалами, объявила о запуске сети «Стройбург», обязуясь открыть первую «гиперточку» до конца года.

Сегодня рынок крупноформатных магазинов DIY развивается не меньшими темпами, чем сегмент продовольственных гипермаркетов. Это значит, что совсем скоро у потребителя появится полное право капризничать, а сети будут вынуждены искать собственное лицо и воспитывать лояльность аудитории.

Эксперты предрекают, что в течение 5–6 лет цивилизованный DIY одержит решительную победу над стройбазами, заняв до 60–70% розничного рынка всех этих герметиков, фитингов и грунтовок с морилками, без которых красивая жизнь в отдельно взятой квартире или доме невозможна.

НАЙДИ ОТЛИЧИЯ

Торговая площадь местных гипермаркетов DIY составляет в среднем 8000 – 20 000 кв.м, а число товаров достигает 40 000 – 45 000 наименований (примерно столько и у «Максидома», с которым часто сравнивают новых игроков). Ассортимент в целом схож, но есть множество нюансов: преобладают разные группы товаров, меняется соотношение импорта и местной продукции. Многое зависит даже от локации магазина. Например, в тех торговых центрах, которые расположены на выездах из города, оборудованы большие отделы товаров для сада и дачи. На окраинах построены OBI, «Метрика», «К-Раута» и некоторые другие.

Например, в магазине «К-Раута» на Таллиннском шоссе примерно 30% товаров отпускается оптовым покупателям. В «Метрике» на Пулковском шоссе (магазин позиционируется как самый крупный гипермаркет стройтоваров в городе) представлены следующие основные группы товаров: пиломатериалы, напольные и настенные покрытия, сантехника и кафельная плитка, а также «общестроительные материалы», такие как сухие смеси, краски, гипсокартон.

В магазинах OBI выделены всего четыре секции: «Стройка», «Декор», «Садовый рай», «Техника». Зато внутри этих секций — десятки групп товаров и тысячи наименований: от велосипедов и скобяных изделий до готовых кухонь и будок для собак.

Те гипермаркеты, которые расположены в крупных жилых кварталах, отличаются большим выбором отделочных материалов, мебели и предметов интерьера. В «Старте» почти вся продукция будет предназначена для так называемой финишной отделки. В ассортименте предусмотрены 24 основные группы товаров — от линолеума, обоев и краски до электрооборудования, мебели и сантехники. На торговых площадях будет существенно преобладать доля импорта. А в гипермаркете Castorama британской сети Kingfisher есть почти все, кроме мебели.

Каждый оператор внедряет различные ноу-хау, старается первым придумать какую-нибудь «фишку». Например, «Корпорация СБР» первой в Петербурге оборудовала холодный склад, в который покупатель может въехать на собственном автомобиле. Здесь продается «тяжелая продукция»: сантехника, пиломатериалы и прочее. Сейчас аналогичная секция есть и в гипермаркете «К-Раута» на Таллиннском шоссе. Зато финны готовы удивить покупателей нетривиальными отделочными решениями. На прилавках магазина можно найти паркетную доску из редких пород древесины (зебрано, макассара, макоре), декоративные краски, создающие любые рельефные поверхности, различные изделия в японском стиле и т.д. Довольно большую площадь занимают готовые интерьерные решения.

Компания OBI оборудовала в своих магазинах большие оранжереи, где торгует декоративными растениями, цветами, рассадой. Этот «зимний сад» не оставляет покупателей равнодушными — не купишь, так погуляешь.

Политика продаж операторов различна. Например, в гипермаркетах «K-Раута» предусмотрена широкая система скидок (через дисконтные карты) и специальных льготных программ. А вот владельцы OBI отказались от подобных технологий. Они уверяют, что и без всяких карт будут продавать товар по максимально низким ценам.

КОГДА НЕ ХОЧЕШЬ «ДЕЛАТЬ САМ»

Некоторые операторы уверены, что светлое будущее не только у формата DIY. В этом году на Студенческой улице, 10 открылся новый торговый центр отделочных и строительных материалов «Ланской». Реализацией этого проекта занималась компания «Управление недвижимостью». Ее руководство намерено составить серьезную конкуренцию формату DIY. Компания не стала самостоятельно торговать материалами: готовые секции сдали в аренду другим фирмам. Общая площадь комплекса составляет около 20 000 кв.м. В новое трехэтажное здание въехали 149 фирм, продающих строительные и отделочные материалы, предметы интерьера, оборудование. В ассортименте есть товары для городских и загородных домов: большой выбор дверей, лакокрасочной продукции, обоев, кровельных материалов, стеновых и потолочных панелей и т.д. Управляющие говорят, что комплекс ориентирован на частных заказчиков среднего класса. Компания намерена создать в Петербурге целую сеть таких магазинов.

«Мы основали новый сегмент на рынке строительных гипермаркетов, — говорит Евгения Скачкова, управляющая ТК “Ланской”. — Это одновременно и магазин, и выставочный комплекс, где мы намерены проводить мастер-классы с привлечением арендаторов».

По-прежнему большим спросом пользуются у горожан строительные магазины, близкие к сегменту оптовых баз и ориентированные скорее на профессиональные строительные бригады и мелкий опт. Цены здесь — примерно на 5% ниже среднегородских. Лидеры на этом рынке — «Стройбаза Рыбинская», бывший «Строймастер» и другие. В этом году их число пополнилось. Владельцы «Торгового дома “Петрович”» заявили, что постепенно переходят на формат cash and carry. Это позволит им «зацепить» розничного покупателя (раньше они работали только с оптовиками). К 2008-му фирма намерена привести к одному стандарту все строймаркеты. Сегодня торговая сеть насчитывает шесть оптовых баз, два магазина cash and carry и площадку по продаже металла.

Анастасия ЯСИНСКАЯ, Роман ДЕНИСОВ

comments powered by HyperComments

декабрь 2006

Новости компаний