570
0
Пронин Александр

Левый марш

Игорь Ефимов.
Неверная. — СПб: Азбука, 2006.

Эту книгу многие наверняка ждали — если читали другие романы Игоря Ефимова, хотя бы «Седьмую жену». Бывший петербуржец (и давненько уже американец) хорошо известен читателю как автор оригинальных по замыслу и виртуозных по исполнению текстов. Недаром его ценил сам Бродский — за умение сочетать лирическую страсть с философией и увлекательным сюжетом.

В новом романе Ефимов себе не изменил, хотя и предложил читателю историю изменницы. Он заставляет нас взглянуть на мир глазами женщины, которая не в силах противостоять Эросу, а потому оказывается хронически неверной. Светлана, конечно, не какая-нибудь заурядная шлюха, но уже в юности поняла, какие «клеймящие, раскаленные слова поджидали ее, если откроется». Она боялась разоблачения, что «слаба на передок» и проч., и все же ничего с собой не могла поделать. Каждый новый ее роман начинался одним и тем же: вначале «волшебный ветерок», страстное влечение, а вскоре — бегство в новую любовь. «Ты можешь делать это только с одним, только с любимым!» — твердило ей все вокруг, а она скакала от одного к другому, не желая никакой романтики, охов и вздохов. Было ли стыдно за себя советской девушке, студентке и комсомолке? Да, пока ее едва не зарезал хороший мальчик Сергачев, один из брошенных. Он хотел, чтобы она вышла за него замуж, чтобы принадлежала только ему. И за то, что она не мечтала о том же, он прилюдно пырнул ее ножом. Прямо как в «Легком дыхании» у Бунина, где гнусный ревнивец-плебей убивает красавицу-гимназистку Олю Мещерскую на перроне.

Кстати, о русской литературе. Кроме исповеди героини в романе присутствует и параллельная ей анатомия чувств крупнейших писателей России (отличное пособие получилось). Под влиянием собственных переживаний Светлана пишет письма Герцену, Тургеневу, Бунину, Маяковскому, спутницам великих и даже умершему в младенчестве Дмитрию Александровичу Блоку (который на самом деле, выясняется, был сыном Андрея Белого). Пишет Светлана не о себе, а о них. О том, как непросто складывались любовные дела у великих. О том, какие треугольники и более замысловатые фигуры кроила жизнь, какими монстрами оказывались порой эгоистичные властители дум. И от всех этих потрясающих историй вопрос верности-неверности приобретает в романе поистине общечеловеческий масштаб, а твердыня моногамии трещит и угрожающе шатается.

А между тем сама героиня благополучно выходит замуж (за любимого), рожает сына, уезжает с семьей в Америку, но бес неверности настигает ее и там. Да еще как настигает — с детективными поворотами и кровавой развязкой. Финал романа не увязывает в гармоничное целое всех рассуждений, аллюзий и эмоций, которыми он наполнен доверху. Все заканчивается именно так, чтобы понять: жизнь не столь прекрасна, сколь удивительна. А сердцу — не прикажешь.

comments powered by HyperComments

декабрь 2006

Новости компаний