600
0
Голубева Екатерина

Без оглядки на Куршавель

В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ строительство склонов переживает настоящий бум. А по мнению экспертов, количество крупных горнолыжных комплексов может увеличиться еще в полтора раза. Местные специалисты в порыве патриотизма уверяют, что склоны и уровень сервиса на областных курортах не хуже европейских. И уж в любом случае значительно лучше, чем в остальных регионах России. Например, только в Ленобласти используется «оснежение склонов», а проще говоря — искусственный снег. «Мы являемся горнолыжной столицей, — говорит PR-директор “Туутари-парка” Николай Спасский. — В Москве, для примера, всего восемь курортов».

А у нас — уже больше десятка горнолыжных комплексов, которые активно борются за клиентов. В основном они расположены на севере от Петербурга. Это «Золотая долина», «Снежный», «Красное озеро» (все три в Коробицыно), «Игора» (Приозерский район), «Орлиная гора» (Кавголово), «Северный склон» (Токсово), «Юкки-парк» (Всеволожский район), «Пухтолова гора» (Зеленогорск), «Охта-парк» (Кузьмолово), «Туутари-парк» (Можайское).

СНЕГ ДЛЯ «ЧАЙНИКА»

Деньги в горнолыжные склоны особо прозорливые бизнесмены начали вкладывать еще в 1993 году — первенцем стал «Охта-парк». За одно лето были снесены все старые постройки и подъемники, а на их месте вырос вполне современный лыжный комплекс с ресторанами, теплыми раздевалками и пунктами проката, оборудованы современные бугельные подъемники. С тех пор курортов все прибывает: на Карельском перешейке, на одной горе с «Золотой долиной» (курорт ВДФСО «Профсоюзы»), возникли «Снежный» и «Красное озеро». В Токсово, в 20 км от Петербурга, при содействии и спонсорстве крупных фирм (в том числе и Adidas) был построен курорт «Орлиная гора», а затем — «Северный склон».

В последние пару лет увлечение горными лыжами стремительно набирает обороты. И это при том, что в среднем в развитие курорта сегодня требуется вложить не меньше $50–70 миллионов. А сроки возврата инвестиций могут колебаться от 5 до 15 лет.

Специалисты на Западе давно разработали некоторые формулы оптимальных параметров для «снежного отдыха». Например, по западным канонам в среднем на одного лыжника должно приходиться 55–150 кв.м трассы. Существует и «штатное» распределение площадей курорта в зависимости от «классности» посетителей: например, для начинающих должно отводиться примерно 5% трасс. Около 10% предназначено для любителей, которые спускаются второй-третий раз. Еще 15% — для лыжников с уровнем катания ниже среднего. Примерно 40% — для крепких середняков. И далее по убывающей: опять 15% для продвинутых середнячков, 10% — для опытных лыжников и 5% — для профессионалов. Тогда курорт захватывает основную массу «потенциальной аудитории». У нас пока что эти цифры не учитываются. «С точки зрения катания на склоне “Золотая долина”, “Снежный” и “Красное озеро” мало чем различаются, — считает Виктор Тимаков, гендиректор ЗАО “ТВЭЛ-Курорт” (“Красное озеро”). — Разве что на “Красном озере” есть разные виды склонов — короткие и крутые, пологие и длинные, а на “Снежном” и в “Золотой долине” они все примерно одинаковые. Зато у них есть так называемые склоны среднего уровня, для большинства — любителей».

ХОЛМИКИ ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ

Максимальный перепад высот «гор» на курортах Ленобласти достигает 120 метров. Самым длинным склоном — 1200 метров — хвастается «Игора». Для сравнения: на «Красном озере» максимальная длина склона составляет 1100 метров, в «Снежном» — 900, в «Золотой долине» — 800, в «Туутари-парке» — 600, и так далее по убыванию.

«Принципиально курорты Ленобласти отличаются друг от друга спектром предоставляемых услуг, удаленностью от города, инфраструктурой, перепадом высот и длиной трасс», — перечисляет Николай Спасский. В качестве примера развитой инфраструктуры специалисты приводят «Красное озеро» и «Игору». В последнем есть spa-салон, строится боулинг, тренажерный зал, коттеджи-гостиницы. В общем и целом уровень горнолыжных курортов Ленобласти соответствует европейскому «процентов на 60», как полагает Николай Спасский. «У нас пока не хватает уровня обслуживания, гибкости ценовой политики, соответствующего оборудования».

Между тем успех горнолыжного комплекса и его доходность зависят от сбалансированности всех компонентов — не только склонов, но и прилагающейся системы сервиса. Так что им придется из узкоспортивных превратиться в парки широкого профиля, где кроме горных лыж и сноуборда будут представлены и другие развлечения. Некоторые курорты уже сейчас дополняют свои услуги катками и трассами для беговых лыж, боулингом как на “Красном озере”. «Ватрушки» имеются на всех склонах. Некоторые предлагают бесплатные детские подъемники. «В “Игоре” есть два кресельных подъемника, на “Красном озере” — один, в “Золотой долине” и “Снежном” — только бугельные, — перечисляет сервисные различия Виктор Тимаков. — Кресельные подъемники лучше для начинающих: проще подниматься, можно отдыхать, любоваться красотами. Для лыжников и сноубордистов среднего уровня, возможно, бугельные подъемники лучше, потому что они быстрее».
В новом сезоне практически все курорты обещают расширить пакет услуг. Например, по словам Николая Спасского, в «Туутари-парке» планируется развивать сноуборд-парки, так как среди молодежи именно это направление горнолыжного спорта наиболее популярно. Также курорт заключил договор о совместном обслуживании туристов с гостиницей «Балтийская звезда», расположенной в Стрельне.

В этом сезоне «Золотая долина» и «Туутари-парк» впервые ввели совместный абонемент, который позволяет в течение рабочей недели кататься в «Туутари-парке», расположенном недалеко от Петербурга (в Ломоносовском районе), а в субботу-воскресенье совершить полноценное путешествие в «Золотую долину», которая находится примерно в 100 километрах от города.

СКЛОН ЗАКРЫТ НА ПРОСУШКУ

По мнению Николая Спасского, среднегодовой спрос на горные развлечения, будь то лыжи или сноуборд, в наших краях еще долго не будет превышать предложения. «Очереди на подъемники — еще не свидетельство переполненности курортов», — говорит Николай Спасский. И добавляет: «Спрос заметно превышает предложение зимой, особенно — на выходные, в каникулы и праздники». «Примерно на 10%», — называет свою цифру заместитель директора горнолыжного центра «Золотая долина» Александр Пудиков.

«Новые курорты появляются каждый год, но вместе с ними растет и спрос. По моим оценкам, каждый год количество посетителей увеличивается на 20%.0 Это связано с ростом благосостояния. Думаю, 10–15 крупных курортов для Петербурга и Ленобласти будет достаточно. Кроме них могут существовать мелкие игроки», — уверен Виктор Тимаков.

По его мнению, общий уровень развития курортов страдает из-за отсутствия более-менее равномерной загрузки в течение сезона. «У нас в отличие от Европы загруженность горнолыжных комплексов в выходные раз в 10 больше, чем в будние дни», — говорит Виктор Тимаков. Так что основным направлением развития комплексов, по словам их руководителей, сегодня является решение проблемы с заполнением в летние месяцы. Летняя эксплуатация позволяет сократить сроки окупаемости за счет активного использования ресторанов, гостиниц, аттракционов, магазинов. Некоторые предприниматели стараются летом привлекать на склоны поклонников другого модного увлечения — горных велосипедов. Кроме того, на территории комплексов проектируются корты, футбольные поля. Сезонность заставляет проявлять максимум изобретательности при разработке проектов: только преодолев этот фактор, можно рассчитывать на хорошую отдачу от курорта и расположенных на его территории объектов коммерческой недвижимости.

Другая важная проблема — территориальные ограничения. Руководители уже существующих курортов расширили бы свои владения, но с этим пока сложно. Лесная служба отказывается выделять дополнительные земли из лесного фонда — если, конечно, проект не курирует Управление делами Президента РФ. (Но, говорят, даже и у владельцев «Игоры» были проблемы с оформлением территории.)

«Золотой долине», например, не дают еще 23 га лесных земель для увеличения количества горнолыжных трасс. Заместитель директора горнолыжного курорта «Юкки-парк» Алексей Симонов также высказал недовольство в адрес лесников. «Юкки-парк» граничит с лесопарковой зоной, и у него возникают проблемы с расширением границ.

Мешают работе и имущественные споры. Наиболее известным конфликтом вокруг горнолыжного курорта до сих пор остается история «Красного озера», принадлежащего на 85,7% промышленной группе «Троярд». В августе прошлого года представители корпорации «ТВЭЛ» (владеет 14,3% акций «Красного озера») в сопровождении судебных приставов сменили охрану на курорте и попытались взять управление в свои руки.

Продолжаются судебные споры вокруг «Орлиной горы». Об этих двух сюжетах мы писали в самом первом номере журнала, в марте этого года. На момент сдачи номера курорт закрыли, другие подробности неизвестны.

К сведению:

Час проката горнолыжного и сноуборд-комплекта стоит 200–350 рублей. Катание целый день обойдется в сумму от 600 до 2000 рублей в зависимости от курорта и от категории лыж. Стоимость нового прокатного оборудования, например коллекции 2006 года, выше. Детские комплекты чуть дешевле. При этом в выходные цены выше, чем в будние дни. Час пользования подъемником — около 200 рублей. «Ватрушки» у всех стоят примерно одинаково — 150 рублей в час. Прокат коньков — примерно 100 рублей в час.

К сведению:

Вложиться в развитие модного направления не прочь даже федеральные власти. В настоящее время закончены изыскательские работы на месте будущего Центра зимних олимпийских видов спорта в Токсово, которые обошлись в 1 млн евро. Этот проект находится под личным контролем президента.


Наталья НЕЛЮБИНА, Екатерина ГОЛУБЕВА

comments powered by HyperComments

декабрь 2006

Новости компаний