1834
0
Дмитрий Синочкин

Хенд-мейд не сдается

Маркетологи убеждают нас: владеть чем-либо не модно и не нужно! Пользоваться, брать на время — вот главный тренд! Каршеринги и коворкинги, «уберизация» всего и вся, минимальная личная зона и просторная общественная. Аналитики рассказывают про «экономику впечатлений», на которой держится туристическая отрасль: приехал, восхитился, уехал.
Еда кажется невкусной, если ее не поместили в инстаграм…
А какие-то странные люди продолжают строить дома, прочно привязывая себя к конкретному месту. Многие — из кирпича или дерева, да еще и своими руками. И кстати, среди них немало как раз-таки владельцев вот этих каршерингов и коворкингов.
Смогут ли долговечные вещи удержаться в потоке моды на постоянное обновление? Останется ли собственный дом желанным и комфортным личным пространством, необходимостью, или перейдет в разряд дорогих и необязательных игрушек? Неизбежно размывание собственности потоком аренды, или это лишь временный тренд? Отличаются ли люди, тяготеющие к владению собственным домом, от переменчивых «миллениалов» — и чем?

Сергей Степанов,
директор по продажам компании «Строительный трест»:

– Я знаю многих людей из строительного сообщества, и для большинства из них важен
и интересен сам процесс строительства, создания объектов недвижимости, а не только финансовый результат.
Думаю, что стремление людей к собственности, к созданию уюта в своей квартире или доме никуда не уйдет. Другой вопрос, что сегодня меняется структура потребления. В моем детстве люди имели один автомобиль или одну квартиру на протяжении десятилетий и не меняли их. Сегодня ситуация изменилась. Люди стали более мобильными, легче относятся к изменениям. Поэтому и автомобили, и квартиры меняют гораздо чаще.
Но до владения собственной квартирой или загородным домом еще нужно дорасти. Молодым людям, студентам, которые увлечены учебой, развитием карьеры, совсем не интересно создавать свое пространство для жизни, «вить гнездо». Для них более комфортный вариант — арендная недвижимость. Полагаю, что стремительное развитие рынка апарт-отелей должно привести к снижению или даже полному исчезновению проектов эконом-класса, в которых, как правило, запроектировано много студий и однокомнатных квартир, то есть временного жилья. Молодые люди, которые раньше приобретали такую недвижимость в качестве первой квартиры, переориентируются на апарты, предлагающие сразу совсем иной уровень комфорта и сервиса примерно за те же деньги. Доля предложения студий и «единичек» сократится.
Семейные же покупатели, как и прежде, будут нацелены на поиск недвижимости для себя, для долговременного проживания. Они осознанно подходят к выбору и покупке квартиры или дома, оценивают все нюансы. Наша компания всегда ориентировалась на ценности семейного покупателя, включая в квартирографию проектов много двух- и трехкомнатных квартир. Именно они, на мой взгляд, всегда будут ликвидны на рынке.

Наталья Осетрова,
руководитель проекта Gatchina Gardens:

– Сложно назвать странным желание человека иметь собственный дом. Оно остается устойчивым на протяжении столетий. В разные времена человек стремился создавать для своей семьи комфортные условия жизни. Мы и сегодня видим сохранившиеся до наших дней усадьбы, семейные поместья… Иметь свой дом — совершенно естественное желание. Оно связано с заботой о близких людях. Свой дом позволяет осознавать привязанность в большом и постоянно меняющемся мире.
Это не означает, что рынок аренды не должен развиваться, — он комфортен для тех, кто начинает свой путь, для тех, чья работа связана с деловыми командировками. Особенно активно этот рынок развивается в туристических и финансовых мегаполисах, но все это временно. Жить «на чемоданах» неудобно и утомительно. Жизнь в мегаполисе и без того порождает множество стрессов, не дает ощущения покоя, это подходит далеко не всем.

Валерий Соколенко,
генеральный директор компании «ЛЭНДКЕЙ»:

– Пользоваться «на время» — для большинства не тренд, а единственная доступная возможность приблизиться к желаемым условиям. Своеобразная «демо-версия» мечты, оплачиваемая по минутам. Поэтому каршеринг и аренда квартир — это не про моду, это, скорее, про финансы. Я уверен: каждый, кто садится за руль арендованного автомобиля, хочет быть его полноправным владельцем. Так же и с жильем. Много ли вы видели людей, которые с гордостью говорят: «Я уже десять лет снимаю “единичку”!»
Для многих купить квартиру — одна из важнейших целей в жизни, несмотря на переменчивые тренды. А покупка дома вообще расценивается как подъем по социальной лестнице.
Дом — вне моды, это константа благополучия и достатка. Естественно, я говорю про современную загородную жизнь со всеми удобствами. И наш русский менталитет не позволяет быть свободным от собственной жилплощади.
Все это делает динамику продаж менее зависимой от колебаний конъюнктуры и модных тенденций.

Дмитрий Новосельцев,
председатель совета директоров «1-й Академии недвижимости»:

– Действительно, последние пять-шесть лет (после девальвации рубля в 2014-м) все чаше встречаются люди, которые считают, что неразумно вкладывать большие средства в автомобили, в недвижимость. В основном это молодые предприниматели, у которых нет оборотных средств. И они ставят себе первоочередной задачей накопить оборотный капитал, чтобы в дальнейшем инвестировать его в бизнес. Такие же идеи часто встречаются в Европе, например в Испании.
Что касается покупок автомобилей, особенно новых, то я полностью разделяю мнение о том, что их не следует покупать, потому что они сразу теряют в цене 20 %, а затем каждый год по 10%. С этой точки зрения вложения в автомобили не оправдывают себя и чаще всего приводят к потере денег, уменьшению инвестированного капитала.
Но если говорить об инвестициях в недвижимость, здесь действуют другие механизмы.
Недвижимость в хорошем месте и от известного застройщика не падает в цене, а растет. Такая инвестиция приносит опосредованный пассивный доход.
Покупая недвижимость, инвестор защищает капитал от риска его потери при проблемах в банке (АСВ страхует только 1,8 млн), от девальвации рубля. И просто от желания вложить капитал в какой-нибудь рискованный проект.
С возрастом человек стремится к стабильности и постоянству, в том числе — места проживания. Людей тянет к загородной жизни, к возможности прогуливаться по полюбившемся местам (по лесам, у озер), ухаживать за собственным садом.
Что касается коворкинга, то он может быть актуален только для очень мелких компаний и предпринимателей. Для средних и крупных фирм этот механизм не работает.
Представьте предприятие, которое на своем производстве подводит инженерные сети, строит здания, устанавливает в них дорогое высокотехнологичное оборудование. Конечно, инвесторы предпочитают вкладываться, когда недвижимость принадлежит им на правах собственности.
Проекты с минимальной личной зоной и просторной общей востребованы в Европе. И с таким подходом можно согласиться. Там стараются в современных проектах коттеджных поселков до минимума сокращать в домах размеры спален, нарезать небольшие участки, чтобы не тратиться на их содержание. Покупателей все больше привлекает обширная и обустроенная социальная инфраструктура вокруг. В России этот тренд также будет развиваться.
Такими новшествами в основном увлечена динамичная молодежь. Но люди взрослеют, у них меняются приоритеты. Появляется семья, и уже не хочется сидеть с малыми детьми на съемной квартире. Наоборот, хочется иметь родовое поместье, куда смогут приезжать взрослые дети с твоими внуками и т. д. Так что спрос на каршеринг и коворгинг характерен в основном для молодых людей и/или бедных. С возрастом это будет проходить.

Георгий Богачев,
владелец базы отдыха «Илоранта», бывший вице-губернатор ЛО:

– В истории это уже случалось, и не так давно. Вспомним советские квартиры эпохи конструктивизма с одной фабрикой-кухней на несколько домов. Или вообще радикальные попытки обобществить институт брака в послереволюционные годы. И за границей, насколько я помню, многие вполне знаменитые и богатые люди годами жили в отелях, не стремясь завести собственный дом. А как вам знаменитое «сообразить на троих» из 1970-х годов? Что это, как не «алкошеринг» или «кодринкинг»?
Это мода, которая приходит и уходит, она основана на довольно тривиальных предпосылках. В эпоху быстрых перемен, политических или технологических, в авангард развития выдвигаются молодые люди, которые рано начинают чувствовать себя взрослыми.
И у них быстро возникает множество потребностей, удовлетворить которые они не в состоянии из-за элементарного дефицита материальных ресурсов. Как быть, если тебе чуть за 20, но тебе уже нужны хорошая машина, офис, компьютер, квартира и дача? Только вскладчину.
Но человек по своей природе все-таки индивидуалист и собственник. Эти фундаментальные вещи дают основания полагать, что, как только индивидуум станет побогаче, он предпочтет собственный дом и автомобиль, несмотря на то, что часть времени не сможет ими пользоваться.

Андрей Бочков,
генеральный директор компании «ПулЭкспресс»:

– Я с восхищением наблюдаю за тем, как быстро меняется мир. Как мы сначала перестали стоять в очереди на установку домашнего телефона и научились пользоваться сотовой связью, а потом так же быстро и незаметно мобильный телефон превратился в многофункциональный гаджет, жизнь без которого не представляет себе даже воспитанник детсада. Вся наша жизнь стала умещаться в этой маленькой штучке.
И, сами не замечая, мы меняем эти гаджеты быстрее, чем это необходимо. Просто потому, что появилась новая модель. Мы привыкли к одноразовой посуде, к одноразовым вещам.
Недавно увидел рекламу жилого дома. Его привозят на машине, он раскладывается за несколько минут на месте и сразу готов к проживанию. Это очередной одноразовый продукт. В нашей жизни появилось слишком много одноразовых вещей. И многие настолько привыкли использовать их для удовлетворения собственных потребностей, что незаметно для себя точно так же стали использовать людей…
Каршеринг, коворкинг, коливинг — такой образ жизни вполне уместен, пока нет семьи. Другое дело, что все шире распространяется мода, когда уже и семья не нужна (чайлд-фри). Но такие нации неизбежно будут вымирать. К счастью, в России более традиционный менталитет.
Лично я не могу и не хочу пользоваться автомобилем, в котором до меня сидел неизвестно кто и неизвестно чем занимался.

если понравилась статья - поделитесь: