1208
0
Маракулин Юрий

И на Марсе будут яблони цвести. Ландшафтный дизайн как инструмент продаж

К сожалению, коттеджных поселков вне Земли пока нет, как нет и галактических ландшафтных компаний. Но и на нашей планете все чаще раздаются звонки от девелоперов ландшатфникам и все чаще звучат простые вопросы: «Можно ли сделать, как мы хотим? Сколько будет стоить? А можно ли заказать ландшафтный проект?»
Конечно, можно. Но давайте спросим себя: «Зачем все это? В чем плюсы ландшафтного дизайна в коттеджном поселке? Как именно его владельцы могут разыграть эту карту?»

Точка внимания

По мнению одного из специалистов в области ландшафтного дизайна, «любой гость прежде всего видит не дом, а пейзаж». Человек приехал на дачу, припарковался, вышел из машины, огляделся, прошел к дому, увидел участок из окон, прогулялся по нему, посидел в беседке с хозяевами, например, за шашлыками или чаем… Вокруг, под ногами, под колесами машины — всегда и везде мы видим именно ландшафт, осязаем его, ходим по нему.
То же и с поселком: что лучше — когда заказчик ступает в лужу и топает к офису продаж по колено в грязи, или когда он останавливается на вымощенной парковке и идет между красивыми композициями по тропе из песчаника?

Кейс. Владельцы поселка в Ломоносовском районе заказали ландшафтный дизайн и его реализацию. Вначале руководители компании сомневались в целесообразности такого шага. Число проданных участков за год не изменилось, но большинство пришлось на крупные дорогие наделы, и абсолютная цифра продаж выросла очень заметно.
Особым спросом пользовались участки возле красиво оформленных ландшафтных объектов: обширных цветников, детских площадок с декоративными композициями.

Разумеется, клиент не выбирает поселок только по ландшафтному дизайну, как и по качеству полиграфии и оформлению офиса. Ни один элемент сам по себе не обеспечивает продаж. Но их совокупность дает эффект, говорит об ответственности застройщика, его состоятельности и серьезности намерений. А о чем может идти речь, если почти готовый поселок утопает в грязи?

Свое лицо

Вечный вопрос: чем отличается один поселок от другого? А ведь один из самых простых способов превзойти конкурентов — это создать общее пространство, вывести жителей из замкнутых раковин их участков.
Общая территория — это не только PR-проект (от него, кстати, головной боли не меньше, чем пользы), но прежде всего возможность запустить сарафанное радио, причем с положительной «сеткой вещания». Ведь все равно жители начинают общаться, так пусть это произойдет на приятном фоне.
Наконец, вам все равно придется решать проблемы с детскими площадками, административной частью, магазинами, общественными территориями. Так почему с самого начала не обеспечить себе ту самую почти бесценную узнаваемость?

Кейс. В Ленинградской области есть несколько поселков с легендой, использованной в оформлении ландшафта. Здесь помимо традиционных газонов, тропинок и площадок выделены декоративные цветники, скульптуры, композиции из камней… Фактически это фотозоны: гости поселка очень любят фотографироваться на их фоне. И конечно, эти снимки переходят в Интернет.
То же касается и детских площадок: они выполнены в концепции поселка и становятся местными достопримечательностями.
Нередки случаи, когда и в черте города грамотно оформленные общественные территории оказываются центром притяжения жителей и качественно меняют жизнь района, стимулируют развитие инфраструктуры, позволяют расширить бюджет на благоустройство, даже увеличивают стоимость жилья.

Монетизируем
ландшафтную концепцию

Конечно, было бы странным как-то регламентировать поведение клиентов на участках, ведь это их собственность. Однако любой владелец будет благоустраивать пространство, так почему бы не помочь им? И отчего бы не заработать?
Очень немногие клиенты имеют опыт заказа ландшафтного дизайна и благоустройства. В большинстве случаев происходит то же, что и с постройкой дома: если в поселке могут порекомендовать хорошую компанию, это пригодится жителям и увеличит их лояльность.
А вам поможет подзаработать, взяв 10% от стоимости ландшафтных работ. Только не от проекта (это слишком незначительная сумма), а от его реализации. Здесь речь идет о сметах с шестью нулями на конце, и даже скромный процент уже может заинтересовать.
Если у вас сотня участков, а ландшафтные фирмы благоустроят всего десяток и по самой средней цене, то при 10% агентских это примерно миллион рублей.
И кстати, привлеченные вами ландшафтные компании могут соблюсти гармоничную концепцию поселка.
 
Кейс. Один из коттеджных поселков на Приозерском направлении выстроен в пересеченной местности с большим перепадом высот. Многие жители — а поселок относится к высокому ценовому сегменту — вынуждены укреплять склоны, строить подпорные стенки.
В поселок зашла компания, занимающаяся производством габионов — мощных конструкций из сетки и камня. Они так понравились, что теперь большинство владений оформлено именно с их помощью. В том же поселке работают две-три крупные ландшафтные компании; их конкуренция никому не вредит, а жителям, напротив, даже помогает.
Другой пример. В одном коттеджном поселке работает аффилированная ландшафтная фирма, присутствуют ее представители. Налаженное взаимодействие обеспечивает ей устойчивый спрос, а девелопер заказывает той же компании ландшафтные работы на общественных территориях и получает значительную партнерскую скидку.

Взяли космические ложки

Как еще использовать ландшафтный дизайн?
Прежде всего вспомним, что ландшафт —
это не столько красота, сколько инженерия и подготовительные работы. При «ландшафтной анархии» бывает, что один житель поднимет уровень своего участка, и вся вода стекает к соседям. В результате — затяжной конфликт, а ведь его можно было предотвратить, если бы была возможность контролировать ситуацию.
Все становится проще, когда работами занимается конкретная ландшафтная компания. Ее специалисты формируют мнение клиента, редактируют его пожелания, выполняют работы, зная, где проходят коммуникации, как организован дренаж, что предпринять для комфорта не только заказчика, но и его соседей. Привлеченную компанию последний вопрос вообще не интересует, а вот аффилированная просто обязана им задаться.

Кейс. В одном коттеджном поселке в Вы-
боргском районе нет никакой общей концепции, и каждый собственник заказывает ландшафт без оглядки на соседей.
В результате одни осушают свои участки, а других заливает, одни копают пруды, а других мучает сырость в подвалах, одни вырубают лес, а другие страдают от унылого вида из окна.
Конфликты идут внутри поселка, выносятся на администрацию, и даже ландшафтные бригады порой подвергаются опасности — соседи бывают агрессивны.
А ведь этого можно было избежать, стоило лишь принять общие требования к поддержанию уровня грунта, числу оставленных деревьев, расстоянию от сооружений до соседских заборов…

Время — деньги

Один из главных вопросов — это сроки. «Когда? Когда? Когда?» — звучит в ка-ждом звонке. Есть варианты, позволяющие быстро привести в порядок вашу территорию.
Прежде всего это настил рулонного газона: травяные рулоны расстилают за один-два дня, и зеленая лужайка появляется прямо на глазах.
Довольно быстро делаются цветники и рокарии (декоративные композиции из растений и камней) — здесь реализация длится три-четыре дня, это хороший вариант для общественных территорий.
Еще одно эффектное, но несложное решение — сухие ручьи из каменной крошки и растений; они прекрасно выглядят и быстро делаются.
Мощение тротуарной плиткой также выполняется довольно быстро, хотя эти работы сильно зависят от площади.
Устройство живых изгородей — тоже не слишком долгий процесс, но здесь все зависит от стоимости растений: если вы хотите сразу получить густую изгородь, придется заплатить за подросшие кусты, а если решили сэкономить, можно взять более молодые и подождать пару лет, пока они подрастут.
Еще момент: не обязательно делать все работы сразу. Никто не мешает растянуть их на два-три года в зависимости от финансов или планов устройства коммуникаций.

Кейс. В коттеджном поселке премиум-класса в Выборгском районе руководство озаботилось благоустройством общественных территорий. Сначала сделали административный корпус
и детскую площадку. Потом — въездную зону. Теперь планируют оформление озерца и рекреационного пространства вокруг него.
Все это заняло два года, но благодаря грамотной работе с ландшафтной компанией обошлось в весьма комфортную сумму; жители видят постоянные улучшения и не сомневаются, что все будет доведено до конца; ландшафтники дорожат постоянным клиентом и готовы идти навстречу. А при единовременном проведении всех работ затраты были бы гораздо выше.

Материализация
чувственных идей

Допустим, вы решили заказать ландшафтный дизайн для своего поселка. Как это лучше сделать и на что обратить внимание?
Прежде всего, не стоит мелочиться: у подавляющего большинства ландшафтных компаний выезд платный. За него нужно заплатить 1500–5000 рублей, и на это стоит пойти. При выезде обязательно должен быть ваш полномочный представитель. Его задача — показать абсолютно все и рассказать обо всех ваших пожеланиях. Если вы хотели бы работать поэтапно и обустраивать общественные пространства одно за другим, обязательно скажите. Вообще от точности рассказа зависит результативность работы ландшафтников.
Сначала вам предложат проект. Непременно уточните, есть ли в нем рабочие чертежи со всеми размерами, разрезами дренажа и мощения, с полным перечнем растений и схемой их посадки, со всеми материалами для выполнения работ. Это принципиально важно: если вы ограничитесь только эскизом, у вас будут большие проблемы с реализацией проекта. Конечно, можно выполнять работы и без него, но лучше все-таки подготовить проект, а чтобы не тратить время, им следует заняться в межсезонье, осенью-весной.
Имеет смысл выбирать компанию со своей производственной базой, собственными бригадами и своими прорабами. Иначе кто будет воплощать проект — неизвестно, и даже авторский надзор не гарантирует результата.
Не стоит заранее ставить компаниям жесткий ценовой потолок. Частенько говорят: «У нас на все эти работы есть столько-то, на эту сумму надо выполнить все». Пожелание понятное, но не всегда реальное: лучше получить разные предложения и сравнить их. Может, действительно стоит выполнить работы поэтапно, если никто не готов предложить нужную вам цену?

Кейс. Поселок в Ломоносовском районе заказал ландшафтный проект, но установил для компании-исполнителя слишком низкую планку выполнения работ. Разделить их на два года девелопер отказался, на упрощение проекта не пошел, и в итоге ландшафтная фирма была вынуждена откланяться.
Второй год подряд вместо благоустроенной автостоянки и мини-парка с детской площадкой, беседкой и цветниками на территории лежат груды щебня, земля сползает в канаву и бегают собаки. Красивый и весьма выигрышный ландшафтный проект по-прежнему остается на бумаге.

Ландшафтники более прочих связаны природным фактором. Если вы планируете пруд, но естественные условия не позволяют его обустроить, то это не прихоть, а объективные обстоятельства. К тому же некоторые работы нельзя выполнять под дождем (например стелить рулонный газон), и это надо учитывать. Обычно в договорах таких компаний всегда написано «если позволяют погодные условия», и это нормально.
Помните, что ландшафт мало создать — его надо поддерживать. Это не всегда сложно, многие работы не требуют высокой квалификации, но все же нельзя совсем запустить газон или другие растения. Обязательно получите рекомендации по уходу или найдите специалиста, который время от времени приезжал бы к вам.
И о смете. Очень часто нельзя с абсолютной точностью рассчитать ландшафтные работы. Это связано с состоянием почвы, растений, с погодой, возможными проблемами с грунтовыми водами… Поэтому многие компании после окончания работ проводят расчет по факту; это совершенно нормально и разумно.
Не стоит начинать реализацию ландшафтного проекта раньше конца мая.
И последнее: нередко стоимость работ можно снизить, если предложить ландшафтной компании статус официального партнера. Пусть ваши менеджеры рекомендуют именно ее, пусть реклама фирмы находится в ваших поселках, пусть ее представитель время от времени дежурит в офисе продаж — это вам совершенно не помешает, а вот польза может быть весьма заметной.
Как и польза от качественного ландшафтного оформления вашего проекта.

 

comments powered by HyperComments

ноябрь 2016