1192
0
Синочкин Дмитрий Юрьевич

Владимир Любомиров: «Яхтенный спорт по природе своей космополитичен»

Ноябрь; паруса сворачивают до весны, лодки вытаскивают по слипам на берег и ставят в эллинги. Яхтсмены откочевывают к югу. Итоги парусного сезона мы подводим с командором Яхт-клуба Санкт-Петербурга Владимиром Любомировым.

- Какие события из случившихся за этот год вы считаете главными?

- Итоги сезона я бы разделил на три блока: спорт, массовые мероприятия, а также градостроительные тенденции и проекты.

Начну с последнего. Есть положительные истории, есть менее приятные. Яхт-клуб БМП на Крестовском обрел уверенного хозяина, московскую компанию федерального масштаба. Надеюсь, это будет хороший пример развития территории. Помимо спортивной инфраструктуры инвестор планирует построить комплекс апартаментов. Но спорт в данном случае - не предлог: гавань расширяют, клуб передают в управление очень компетентной «Буревестник групп». На сегодня это один из сильнейших в стране операторов яхтенных стоянок. Директор – известный специалист Андрей Бойко. Конечно, «Императорский яхт-клуб» - это будет комплекс для моторных яхт, не для парусных. Парусным не пройти к Крестовскому из-за моста. Тем не менее это хорошая история.

Есть определенные проблемы у Крестовского яхт-клуба на Южной дороге. Недавно там даже провели митинг в защиту парусного спорта. Но дело не в спорте, а в соблюдении норм и правил. Владелец вовремя не оформил долгосрочный договор, статус построек непонятен, дело дошло до требований снести постройки. Думаю, проблему можно урегулировать, но это потребует времени.

Мы построили два яхт-клуба («Геркулес» и «Териоки»); в конце концов, на Фонтанке, на канале Грибоедова дома стоят прямо у воды, и ничего. Это вполне «проходимая» процедура, лишь бы все было правильно спроектировано. В Зеленогорске мы и молл построили, и гостиницу в трех метрах от берега.

В Стрельне владелец участка, «Газпром социнвест», тоже объявил о реконструкции клуба. Он строит именно яхт-клуб, со всеми возможностями. Газпром, если что-то обещает в социальном плане, то и делает. Там другая история: очень возмутились люди, которые давно занимают участок и не хотят ни за что платить. Некогда надел занимали сотрудники Кировского завода. Они за 30 лет не смогли даже общественную организацию создать, превратили берег в помойку. Все это – в парковом береговом ансамбле, рядом с Константиновским дворцом…

В целом состояние инфраструктуры заметно улучшилось. Сегодня марины клубов и стоянок заполнены в лучшем случае на 70%. Реально – на 50-60%. Говорить о дефиците стояночных мест не приходится. Бесплатных мест стало меньше, это правда.

- Что скажете про Центр водномоторных видов спорта в Лахте, компании «Конкорд»?

- Не хочу утверждать определенно, но в этом случае как раз спортивная составляющая объекта вызывает определенные сомнения. Возможно, главная цель инвестора - построить гостиницу. Если так – значит, спорт использовали, чтобы получить землю целевым образом, без торгов.

- Что в «Геркулесе» сделано за год?

- Мы сознательно немного замедлили темпы строительства. Выполнено свайное поле. Сам комплекс: яхт-клуб, парусную и теннисную академии – начнем активно строить в следующем году. Это же был довольно старый проект, его надо было актуализировать, продумать логистику. Пройдена экспертиза, получены необходимые согласования, город вносит поправки в генплан. Сейчас проект стал более связным, более логичным. В 2018-м мы его сдадим.

- Как продвигается строительство исторического парусника «Полтава»?

- Морской музей проектируется, корабль на 60% построен.

- Что по спортивным результатам?

В большом спорте олимпийского цикла наши спортсмены – ни петербургские, ни российские – пока не достигают высших результатов. Хотя «звездочки» появляются: в виндсерфинге, в кайтсерфинге у нас в этом году есть чемпионы мира. Профессиональные парусные команды тоже чемпионство в город привозят. Команда «Ника» Владимира Просихина стала чемпионом мира. Яхта «Броненосец» лидирует в матч-рейсе в матчевых гонках RС44. В классе SB-20 петербургские яхтсмены – чемпионы России, в мире мы на третьей-четвертой позиции. Команда катамарана Extreme 40 стала чисто российской…

- Там же были два новозеландца?

- Все, теперь только русские. И это не из соображений импортозамещения: нужны тренировки, усложняется логистика переездов и так далее. Лучше мы отступим немного назад, потеряем на какой-то период позиции, но будем готовить своих, как команду. Без этого к высшим результатам не подобраться. Тренер будет иностранец – у нас в этом классе просто нет специалистов в стране. Проблема легионеров – она же не только в футболе. Но в целом профессиональный парусный спорт у нас на хорошем уровне.

С олимпийскими видами сложнее. Советское поколение сошло, а за минувшие полтора десятка лет мы все-таки потеряли школу, потеряли массовость, сейчас все это приходится восстанавливать. Летом в парусной школе «Геркулеса» занимаются около 500 ребят, в целом по городу – более 700. Есть яхтенные школы в Центральном яхт-клубе, в «Балтийце», в Кронштадте. В Выборге есть сильная школа, они тоже входят в нашу федерацию. Последние несколько лет число тех, кто занимается парусом, ежегодно удваивается. И мы уже чувствуем, что результаты будут: в переходных (юниорских) классах есть ребята, которые показывают отличные результаты. Когда они перейдут во взрослую категорию, можно будет рассчитывать и на олимпийские успехи: в 2020-м, 2024-м они уже будут участвовать в борьбе за медали.

В любительском яхтинге молодая страта растет. В яхтинге «молодой» - это примерно до 50 лет. А вот советскому поколению, которое по-прежнему на старых лодках совершает подвиги, без денег забираясь неведомо куда, сейчас сложно. Они часто даже зарегистрировать свои яхты не могут. Нет средств, нет активности, копится раздражение, обида на все вокруг. У них права старого образца, формально недействительные. Они попали в такое пространство безысходности, это очень обидно. 

Им даже помочь трудно…

- Один из наших журналистов, Роман Денисов, закончил парусную школу, получил права и теперь может так легко сказать: «Меня на этой неделе не будет, мы уходим на Канары». И это звучит нормально, обыкновенно: ну, яхта (арендованная), ну, Канары…

- Да, большинство яхтсменов арендует лодки – это удобнее и дешевле.

- У нас в последние полтора - два года обозначился курс на некоторый изоляционизм…

- Яхтенный спорт по природе своей космополитичен. В профессиональном спорте просто: если у тебя есть деньги – ты нанимаешь лучших. В олимпийских видах – национальные команды, это тоже понятно. После всех этих скачков курса доллара вдруг выяснилось, что яхтенный туризм – это еще и выгодно. Потому что еда стоит везде практически одинаково, что у нас, что во Франции. Вот старшее поколение и ходит с очень небольшим бюджетом и в Средиземное море, и в Скандинавию… Живут на яхтах.

- Что изменилось с присоединением Крыма?

- Проводится очень большая работа. В Севастополе недавно прошли соревнования. «Артек» выделил несколько десятков мест в каждую смену для ребят, занимающихся парусным спортом, в лагере «Морской».

- Какие из городских мероприятий отметите?

- Главным событием года стал Морской фестиваль. Масштаб, размах, городское финансирование – все получилось очень хорошо. Сейчас важно, чтобы разные общественные организации не начали тянуть одеяло на себя. В этом году Комитет по культуре привлек тех, кто умеет организовать событие на воде. Причем в основном на волонтерских началах. Заплатили за еду, за аренду Петропавловки – то есть только прямые расходы.

Все остальные праздники и регаты прошли на нормальном уровне. Этап Extreme 40 уже стал привычным светским событием. Проблема в том, что площадок мало. Проводить парусные гонки на Неве крайне сложно: течение сильное, судоходство и пр.

Надеюсь, когда сложится кластер в Лахте, вокруг яхт-клуба «Геркулес», это позволит перенести туда основную яхтенную активность.

comments powered by HyperComments

ноябрь 2015