1693
0
Елисеев Никита

По осенним закромам

«Дни поздней осени бранят обыкновенно...». Мне она, как и любому горожанину, тоже не мила. Поздняя осень мила феодалам, помещикам. Оброк получен, закрома полны. Горожанину поздняя осень глубоко неприятна. В это время хорошо почитать что-то цепляющее за эмоции разума. У разума ведь тоже есть эмоции, как и у сердца - разум...

 

Честный католик

Жорж Бернанос. Монархист, французский националист, католик. В юности состоял в протофашистской организации «Аксьон Франсез». В 1909 году был арестован за участие в уличных беспорядках. С 1914-го на фронте. В 1926-м написал свой первый и самый знаменитый роман «Под солнцем Сатаны». (Экранизирован в 1987 году, в главной роли Жерар Депардье.) Во время франкистского мятежа был в Испании, на Майорке. Пришел в ужас от франкистского террора. Написал не менее знаменитое публицистическое произведение «Большие кладбища при лунном свете», обличающее убийц под крестом и хоругвями. С этого времени убежденный антифашист. За месяц до Мюнхенского соглашения эмигрировал из Франции: он не мог видеть, как западные демократии пасуют перед беспардонным бандитом.

Жил в Бразилии, работал на ферме, писал антифашистские статьи. Двое его сыновей воевали в британских ВВС. После освобождения Франции де Голль пригласил Бернаноса приехать во Францию, предложил пост в правительстве. Бернанос приехал, но от должности отказался. Писал статьи, работал над последним своим произведением «Жизнь Христа», читал лекции. Книга, выпущенная издательством Ивана Лимбаха, - сборник послевоенных лекций Жоржа Бернаноса. Мрачных, остроумных, яростных, парадоксальных, поразительно актуальных. Главная тема – гибель свободы в современном мире, исчезновение свободного, разумного, иммунного по отношению к пропаганде человека. Вера для Бернаноса - не способ снять с себя ответственность и уйти от ответа, но метод постановки проблемы. Если католические епископы на Майорке освящают террор, убийства, грабежи, то не нужно находить им оправдания. Если союзник по борьбе с гитлеровской Германией, Сталин, строит концлагеря, нужно признать: он такая же зверюга, как и Гитлер. И решать вставшие перед тобой, антифашистом и католиком, проблемы...

Бернанос Ж. Свобода … для чего? Пер. с фр. – СПб., 2014.

 

Кое-что о православии

Эту книгу я приобрел из-за ее названия: «Православная этика и материя коммунизма». Эффектно. Очевидная отсылка к хрестоматийному труду Макса Вебера: «Пуританская этика и дух капитализма». Верно поставленная проблема: единственная страна, где победил коммунизм, – православная Россия. Более того! Несмотря на впечатляющий антицерковный коммунистический террор нынешние коммунисты истово крестятся, а православные иерархи столь же истово награждают их орденами и медалями. Если учесть, что книга написана в 1976 году, когда такое и присниться не могло, то прочитать ее стоит. В том числе - из-за приложенных биографических материалов об авторе, философе, индологе и социологе (по образованию - метеорологе) Давиде Зильбермане. Метеорологом он стал вынужденно. В родной Одессе в советское время он на всех вступительных экзаменах получал удовлетворительно. Пошел в Гидрометеорологический. По распределению уехал в Ашхабад. Познакомился с индологом (переводчиком «Махабхараты») Борисом Смирновым. Под его руководством изучил санскрит. Освоил индийскую классическую философию. Переехал в Москву, поступил в аспирантуру Института конкретных социологических исследований, работал под руководством Юрия Левады. В 1972 году - вызов на допрос в КГБ и обещание, что в Москве он жить и работать не будет. Насчет родной Одессы – тоже вопрос. Далее - эмиграция в США и блестящая академическая карьера.

«Православная этика и материя коммунизма» – последняя, по-моему, недоделанная, неотшлифованная как следует работа Зильбермана. Смешно сказать, но у меня есть кое-какие возражения по поводу главного тезиса Давида Зильбермана: коммунизм вписан в структуру восточного (православного) христианства так же, как капитализм вписан в структуру протестантизма. Но эти возражения ничуть не умаляют достоинств этого замечательного исследования.

Зильберман Д. Православная этика и материя коммунизма. Пер. с англ. Е. Гурко. – СПб., 2014.  

 

А теперь повеселимся

В 1915 году Николай II по совету известного трезвенника Григория Ефимовича Распутина ввел в России «сухой закон». Результат понятен и предсказуем. Рост самогоноварения плюс в связи с большим количеством госпиталей и находящегося там морфия – наркомания.

Но я не об этом. В том же 1915 году компания «сатириконцев», остроумных журналистов, поэтов и художников, работавших в журнале «Новый Сатирикон», издала сборник, посвященный инициативе верховной власти: «Осиновый кол на могилу зеленого змия». Этот  сборник сейчас републикован. ??? В приложениях - биографические материалы. Книжка Аверченко, Тэффи, Арк. Бухова, Александра Рославлева, Радакова уморительно смешна, но и жутковата. Для меня истинным открытием были стихи Рославлева. Я прочел «Белую горячку» своей 17-летней дочке, и она воскликнула: «Ух ты, какая психоделика! Это ж под гитару и ударные надо исполнять». Не мог не согласиться. В русской литературе Рославлев прочно занимает место эпигона старших символистов, девятый эшелон. Если это девятый эшелон и эпигон, тогда вполне объясним невиданный взлет русской поэзии начала ХХ века. «Осиновый кол...» стоит прочесть хотя бы ради его стихов.

Осиновый колъ на могилу зеленаго змiя. – СПб.: Гуманитарная Академия, 2014. 

если понравилась статья - поделитесь:

ноябрь 2014

Новости компаний
Спорт: адреналин