1641
0
Терентьева Анна

Спрос впадает в спячку

Количество сделок на загородном рынке продолжает снижаться.

По данным Бюро аналитики по рынку недвижимости (БАРН), за первые три квартала 2013-го застройщики, участвующие в информационном обмене данными по сделкам, продали 1255 объектов. Это в полтора раза меньше, чем за тот же период прошлого года. Предпосылок к изменению тренда пока не видно.

Весь год аналитики БАРН наблюдают существенное снижение спроса, и особенно на участки без подряда. А потому и результаты сентябрьских продаж оказались вполне предсказуемыми.

Так, в рамках информационного обмена, который ведут специалисты Бюро (около 90 фирм, примерно 36% рынка), в сентябре были зафиксированы 122 продажи: 66 участков под застройку, 9 коттеджей и 47 секций в таун-хаузах. Это меньше, чем в августе. По сравнению с прошлым годом результаты удручающие: тогда участники информобмена подписали 216 договоров. Почти вдвое сократилось число проданных участков без подряда.

«Наиболее значительно пострадали от снижения спроса дешевые объекты. В прошлом году средняя цена сделок с участками составляла 1,68 млн рублей, в этом – 2,32 млн. Жизнь с каждый годом становится сложнее и дороже, граждане постепенно отказываются от необязательных трат, причем в низком ценовом сегменте это наиболее показательно», - уточняет Дмитрий Сперанский, руководитель БАРН.

При подсчете квартальных итогов получатся, что темпы реализации загородных комплексов снизились на 43%: в III квартале 2013 года было подписано 409 договоров, тогда как годом ранее зафиксировано 707 продаж.

За этот период также практически не изменилось число сделок с коттеджами (было 38, стало 35), но заметно сократилась доля сделок с таун-хаузами (сюда включатся дуплексы, триплексы и другие виды сблокированного жилья). За последние три месяца застройщики продали 170 таких объектов, в 2012-м – 252. Продажи участков под самостоятельную застройку снизились с 388 до 204.

Выручка застройщиков также уменьшилась. Если в I-III кварталах 2012-го девелоперы заработали 4,45 млрд рублей, то в 2013-м – на миллиард меньше.

По объемам продаж сегодняшняя ситуация сопоставима с данными 2010-2011 годов. В разговорах участники рынка выражают оптимизм, но бизнес-решения, которые они принимают, говорят об обратном. Увеличивается доля оптовых предложений, появляются компании, которые уходят с рынка, распродав имеющиеся проекты. Осенью рынок заваливают спецпредложениями, скидками, подарками – так девелоперы пытаются оживить продажи в текущих проектах. Серьезных реконцепций пока не видно, однако становится популярным «размножение» проекта, когда девелопер делит поселок на очереди, предлагая в них совершенно разные объекты (по цене, параметрам, качеству). Каждую очередь продают под отдельным названием.

Сегодня на рынке реализуется около 350 коттеджных поселков. Согласно последнему исследованию БАРН, примерно в половине из них нет сделок сначала года. Еще четверть подписывает редкие (случайные) договоры. И только 60-70 проектов стабильно продаются, и почти весь спрос приходится на них.

Мнения экспертов

Марина Селиванова, руководитель отдела продаж компании «БТК девелопмент»:

- В целом этот год и третий квартал нас порадовали. Обычно к концу года сделок становится меньше, однако эта тенденция, как ни странно, почему-то не касается нашей «Балтийской ривьеры». Но в целом по рынку дела обстоят иначе. Цены стоят, сделок все меньше, и никаких подвижек в этом отношении не просматривается.

Дмитрий Майоров, генеральный директор компании «Русь: Новые Территории»:

- Ситуация с продажами в «Особом статусе» нас устраивает. Звонки от потенциальных покупателей поступают регулярно, каждые выходные мы проводим просмотры. Приток новых клиентов не прекращается. Правда, сделки стали проходить несколько дольше. В основном – из-за трудностей с продажей имеющейся недвижимости.

Елена Машедо, генеральный директор компании «ПетроЗемПроект»:

- Третий квартал прошел для нас вполне успешно. Однако в целом по рынку мы видим весьма заметный спад продаж. Застройщики пытаются оживить спрос, предлагают подарки, скидки, но, на наш взгляд, такие действия неэффективны. Здесь важно качественно улучшить предложение, вложить деньги, мозги, а результат при этом весьма непредсказуем.

если понравилась статья - поделитесь:

ноябрь 2013

Спорт: адреналин