901
0
Михневич Александра

Плавучие города

В наших широтах горожане с октября мечтают о лете. Дальше летние ассоциации расходятся: у одних это море, у других — загородная жизнь. Некоторым удается совмещать. Это если купить, например, виллу на побережье и яхту. А особо мечтательные натуры и вовсе хотят все взять и объединить. И тогда получается готовый пригород — в лучших традициях элитного поселка, только посреди моря-океана. А в качестве бонуса — лето круглый год.

Французский архитектор Венсан Каллебо придумал плавучие города на 50 000 человек каждый. Его острова похожи на водяные лилии и называются Lilypad. Они будут свободно плавать по океану, не боясь теплых и холодных течений.

Острова-поселения состоят из трех «лепестков» и лагуны, в которых есть все необходимое для полноценной жизни. По задумке мсье Каллебо, Lilypad могут быть и пришвартованы к суше, а потом снова уходить в свободное плавание. Энергию дают приливы, солн-це и ветер, можно использовать и биомассу.

Lilypad будут напичканы «зелеными» технологиями: системы очистки и опреснения воды, собственные фермы, полностью обеспечивающие население продовольствием. В центре «лилии» — резервуар для сбора дождевой воды, погруженный в океан и стабилизирующий плавучий город (пригород?).

По окружности расположатся три здания-возвышенности, склонами обращенные внутрь, — такой искусственный ландшафт, он же водосток. Острова задуманы как гармоничная составляющая экосистемы, они будут еще и очищать океан от вредных продуктов деятельности человека.

Правда, пока проект существует в виде концепции: инвесторов отпугивают дороговизна и радикальность. Автор считает возможным массовое строительство таких объектов с середины XXI века.

Но, может быть, не все так уж фантастично? Знакомьтесь: суперлайнер Oasis of the Seas — длина 360 м (больше, чем три футбольных поля), рассчитан на 5400 пассажиров. Этому чуду света уже три года. Двухлетний Allure of the Seas ничем ему не уступает.

А в Японии готовят проект лайнера Princess Kaguya: 20 палуб, длина — 505 м, ширина — 58 м, осадка — 9,5 м, тоннаж — 450 000 регистровых тонн. Одновременно на борту смогут жить 8400 пассажиров плюс 4000 членов экипажа.

Еще более амбициозный про-ект — Freedom Ship: 25 палуб, длина — 1,5 км, ширина — 350 м. На судне высотой с 60-этажный небоскреб разместятся стадионы, банки и предприятия, школы и вузы, магазины и больницы, сады, парки, корты и поля для гольфа. Все, что нужно для жизни 18 000 человек. Правда, «корабль свободы» журналисты уже не раз отправляли в плавание, а он все еще не построен.

Большинство архитекторов выдумывают проекты плавучего жилья не в поисках славы, а экономии ради. Лондонский архитектор Тим Пайн набрел на мысли о доме, который не просто плавает, а перемещается по воде, куда хочет, ради минимизации налогов.

Предприимчивый г-н Пайн зарегистрировал свой m-house как «караван» (передвижное сооружение) и избавил покупателей от НДС и земельного налога. В итоге m-house стоит $270 000 и может быть пришвартован в любой британ-ской акватории. В том числе и у лондонских доков, где такая же квартира стоила бы $810 000.

Голландские эксперименты

А пока в других странах придумывают эффектные и масштабные проекты жизни на воде, голландцы там живут. Голландия — самая густонаселенная не карликовая страна Европы, и ее большая часть находится ниже уровня моря. И потому там всерьез разрабатывают идею полного перенесения городской инфраструктуры на воду.

Наиболее известный проект — плавучий район Ибург в предместьях Амстердама. Несколько десятков домов уже построено, планируется еще 500. Стоимость дома — $ 180 000–500 000. На верфи домик водружают на понтон (бетонный корпус на стальной арматуре, заполненный полистиролом) и буксируют к месту стоянки. Там его устанавливают на воду и крепят к суше и подводным опорам стальными тросами. По тому же принципу строят и дороги, соединяющие дома с сушей и между собой. Поступило уже 5000 заказов…

В пригороде Амстердама реализуется еще один проект — на 12 000 плавучих домов. Подводный фундамент обой-дется в сумму от $ 250 за 1 кв.м, и все равно дешевле, чем на суше. А вот на хаотичную частную застройку на многочисленных амстердамских каналах правительство страны ввело запрет. Домиков на воде (чаще всего площадью 55–80 кв. м) в последнее время стало слишком много, портят вид.

Вообще государство относится к таким проектам все серьезнее. Голландский профессор Пиер Веллинга, специалист по изменениям климата, разработал концепцию «гидрометрополисов» — городов на воде. Голландские ученые уверены, что с подъемом мирового океана неизбежно придется создавать объекты-амфибии: дома, теплицы, дороги и даже взлетно-посадочные полосы. Если сооружать новую дамбу вдоль всего побережья — это $ 80 млрд и никакой гарантии. Поэтому в стране тюльпанов уже строят так, как не строили еще никогда: частные дома находятся с внешней, незащищенной стороны дамбы. При подъеме воды дом всплывает на высоту до 5 м, скользя по специальным сваям.

Ну а на случай серьезного наводнения… У каждого дома есть причал, у причала стоит большая лодка. А чтобы до-браться до нее, каждая семья держит под рукой еще одну лодку — маленькую.

Зыбкий бизнес

Отечественный опыт пока беден. Причины понятны: климат и законодательство.

Вроде бы в Москве и Подмосковье насчитывается 2500 построек на дебаркадерах и понтонах, насколько они легальны — непонятно. 
Говорят, три домика на понтоне есть и у нас, где-то неподалеку от улицы Кораблестроителей.

Недавно генеральный директор компании «Олимп-2000» Константин Поликарпов поделился планами освоения акватории. (Подробности — на www.nsp.ru.)

Рядом с яхт-клубом «Крестовский» и рестораном «Восадули» (в этих проектах компания г-на Поликарпова участвует как партнер) появятся дома на воде.

Есть два варианта — на 16 и 30 домов — в зависимости от спроса. Цена — от 800 000 до 1,5 млн евро.

Уже разработаны проекты домов. Их будет изготавливать московская фирма «НЛК-Домостроение» на своем заводе в Вологодской области. «По инженерной части все вопросы решены: проекты выполнены, проложена часть коммуникаций, — говорит г-н Поликарпов. — На водное пространство у нас уже есть договор аренды на 10 лет, осталось арендовать землю. На суше участок нам нужен в основном под парковку и административно-сервисные службы».

Плавающий понтон из бетона заполняют полистиролом. Четыре понтона крепят между собой на жесткой сцепке, на них сажают каркасный фахверковый дом.

Воду и электричество подают с берега, но по специальной технологии, потому что коммуникации будут лежать на воде и зимой не должны замерзать или примерзать ко льду. Для каждого дома в понтоне будут оборудованы очист-ные сооружения (септики). Пока не доработан вопрос с газом. Альтернатива — котлы на пеллетах.

По словам г-на Поликарпова, большинство клиентов хочет использовать дома не столько для проживания, сколько под офисы, представительства компаний, так или иначе связанных с водой: «Люди готовы платить за локацию и за идею».

Перспективы проекта туманны. Его судьба будет зависеть от позиции чиновников и от наличия состоятельных граждан, склонных к рискованным инвестициям.

comments powered by HyperComments

ноябрь 2012

Город в пригороде