Халява с последствиями
Городские и областные чиновники изыскивают участки для многодетных петербургских семей. Фонд РЖС планирует бесплатно передавать федеральные земли под строительство кооперативам, сформированным из «льготников»: отставных военных, молодых ученых и пр. В Думе обсуждают законопроект, в соответствии с которым девелопер, готовый продавать жилье по наименьшей цене, получит пятно под застройку бесплатно. В области уже два года действует программа бесплатного предоставления участков под ИЖС.
Интересно, эти две сферы — государственные и региональные программы, так или иначе основанные на бесплатном предоставлении земли, и нормальный рынок — пересекаются или существуют автономно?
Может быть, рынок — только для богатых, а остальным следует уповать на государство?
Как влияет государственная жилищная политика на спрос и предложение?
Олег Еремин, первый вице-президент ГК "Балтрос"
– Действительно, сегодня только достаточно обеспеченный человек может купить квартиру. Остальным приходится уповать на помощь государства. Я считаю, что не все государственные программы эффективны. Бесплатное выделение земли многодетным семьям — хорошо, но ведь на этой земле надо что-то построить…
Вообще, бесплатное выделение земельных участков вряд ли сможет серьезно повлиять на стоимость жилья. Если говорить о квартирах эконом-класса, а не об элитной недвижимости, то в структуре их цены стоимость земли не слишком значима — бОльшую часть составляет себестоимость строительства и инженерного обеспечения участка.
В период кризиса госзаказ помог строительным фирмам, заместив упавший потребительский спрос. Только за 2009–2010 годы Минобороны приобрело на торгах почти 100 000 квартир по всей России.
С другой стороны, власть смогла за приемлемые деньги обеспечить жильем те категории граждан, перед которыми имелись обязательства. Если бы не кризис, если бы оставались те цены, которые сложились к началу 2008-го, многие жилищные программы не удалось бы реализовать. Рыночная цена была много выше той, по которой государство готово покупать жилье.
Михаил Дмитроченко, генеральный директор компании «Загородная перспектива»:
– То, что государство пытается как-то решить жилищный вопрос через развитие индивидуального жилищного строительства, — безусловно, положительная тенденция. Только процесс этот будет долгим и трудным. Например, Фонд РЖС, существующий с 2008 года, прогнозирует, что на землях Фонда до 2015 года будет введено в эксплуатацию не менее 7,7 млн кв.м малоэтажных жилых домов. Это примерно по 5 кв. сантиметров на каждого жителя России.
Областная программа бесплатного предоставления участков под ИЖС пока не оказала серьезного влияния на ситуацию. Ведь получить бесплатно землю — это мало. Надо еще построить дом, обеспечить его коммуникациями, а деньги на такое строительство есть далеко не у всех.
Так что пока эти две сферы существуют автономно, не оказывая друг на друга существенного влияния. Возможно, через несколько лет Фонд РЖС станет важным фактором на региональных рынках жилья эконом-класса. Но на Петербург и Москву, а тем более на доступность недвижимости класса «бизнес-» и выше он не повлияет.
Рынок, хотим мы этого или нет, существует для всех — и для богатых, и для бедных. Это объективная реальность.
Владимир Петров, глава МО «Сланцевский район»:
– Коммерчес-кий и социальный жилищный рынок частично пересекаются в проектах эконом-клас-са. С одной стороны, государство готово выкупать у коммерческих застройщиков соответствующее требованиям жилье под социальные нужды (на стадии 70%-ной готовности). С другой — государственные жилищные программы позволяют вывести людей с невысокими доходами из высокорискового сегмента крайне дешевого коммерческого жилья и так называемой «земельной нарезки» без коммуникаций.
Иногда граждане, которые могут претендовать на поддержку государства в решении жилищного вопроса, предпочитают действовать самостоятельно. В первую очередь они стремятся избежать бюрократических процедур. Они приобретают землю по очень низким ценам рядом с городом и планируют строительство недорогого дома. Однако мало кто из покупателей земли по цене 150–200 тысяч за участок объективно оценивает юридические аспекты сделки и реальные финансовые затраты на строительство коммуникаций. Нередко такие покупатели становятся заложниками своей юридической неосведомленности, владельцами неликвидных паев в общей долевой собственности на сельскохозземлю.
Кроме того, очевидно, что областной рынок коммерческого жилья тяготеет к Петербургу. Однако люди нуждаются в жилье во всех районах Лен-области. В удаленных от мегаполиса местах коммерческие проекты сейчас экономически нецелесообразны, и на новое строительство пока можно рассчитывать только при поддержке государства.
если понравилась статья - поделитесь: