1390
0
Дмитрий Синочкин

Манящий дом

Более половины россиян (51%) в числе главных показателей статуса назвали хорошее жилье. Это много, но на 4% меньше, чем четыре года назад. За этот же период с 12 до 22% увеличилось количество тех, кто считает важным и престижным иметь загородный дом.

К числу значимых признаков того, что «жизнь удалась», наши сограждане относят также возможность купить недвижимость за рубежом (30%), провести отдых за границей, дать детям хорошее образование (по 28%).

Снизилась престижность «тачки»: с 28% в 2006 году до нынешних 21%. Причем в Москве и Петербурге этот показатель и вовсе составляет 13%: ну, есть у тебя машина, а куда ехать-то? Из пробки в пробку, а оттуда — в гараж под снос?

Меньше всего (из предложенного социологами) сограждане ценят наличие дорогой мебели и бытовой техники (10%) и возможность посещения дорогостоящих мероприятий (8%).

Но ценить хорошее жилье или загородный дом — еще не значит иметь его.

По данным социолога Татьяны Протасенко, приведенным в ее докладе на саммите по малоэтажке, на момент начала кризиса группа людей, которые в ближайшие три года готовы решать свои жилищные проблемы, составляла примерно 7% населения: 140 человек из 2000 опрошенных петербуржцев. И лишь три — пять человек были готовы поехать за город, купить коттедж.

Ограниченность «горизонта планирования» Татьяна Протасенко связывает с высоким уровнем тревожности горожан. «Только с этой весны опасения по поводу кризиса снизились, ситуация  стала эмоционально спокойнее», — говорит г-жа Протасенко.

При этом накопительская составляющая в поведении людей усилилась. Поэтому траты на недвижимость сократились.

По данным социологических опросов, порог, за которым мечта о квартире или доме переходит в реальную возможность, начинается от отметки 25 000 рублей дохода на каждого члена семьи.

«Потребность есть, и люди готовы поехать в пригород. Но: должны быть меньшие участки и точно просчитанные размеры домов, — считает Татьяна Протасенко. — Для среднего класса максимум — 145–160 кв.м. Люди стали более прагматичны, к покупкам подходят рационально, учитывают обслуживание и эксплуатацию. Семьи с детьми острее воспринимают проблемы с инфраструктурой. Еще одна тенденция: растет количество людей, которые рассматривают загородное домовладение не как дачу, а именно как второй дом, не обязательно для постоянного проживания. Девелоперам нужно внимательно просчитывать места сосредоточения населения, места размещения будущих производств».

Дмитрий Синочкин

если понравилась статья - поделитесь:

ноябрь 2010