1360
0
Дмитрий Синочкин

Яхтинг: доминанта или изюминка?

Петербург, признанный морской столицей России, пока остается городом сугубо сухопутным. Можно ли вокруг яхтенной стоянки выстроить успешный бизнес? Что могут предпринять городские власти для поддержки яхтсменов? Влияет ли наличие марины на успешность коттеджного поселка или респектабельного жилого комплекса? На эти и другие вопросы пытались ответить участники «круглого стола», организованного журналом «Пригород» и еженедельником «Недвижимость и Строительство Петербурга.

Петр Первый строил логистику Северной столицы вокруг воды. Создал флот. Раздал горожанам полторы сотни лодок, чтобы приучить их к морю. Принципиально не строил мосты. И расчертил город сеткой каналов. После смерти императора начатые каналы засыпали. И вода остается для горожанам притягательной, но чуждой и опасной стихией. (См. и А. Пушкина – про наводнение).

Яхт-клубов и стоянок для маломерных судов в городе и его окрестностях до обидного мало.
Тем не менее бизнес, завязанный на это симпатичное, хотя и недешевое хобби, продолжает развиваться вопреки кризису и крайне неудобному законодательству.

Максим Соколов, председатель КЭРППиТ.

- В программу развития Петербурга как туристического центра водный туризм, к сожалению, не вошел. Сделана ставка на развитие таких крупных инфраструктурных проектов, как морской пассажирский терминал. Нам удалось принять порядка 340 круизных судов, и количество прибывших на них пассажиров приблизилось к отметке 1,5 млн. человек. В этом году на профессиональной выставке в области туризма и бизнеса наш порт был признан самым лучшим среди всех транзитных международных портов, а балтийский регион стал самым популярным и модным направлением среди круизных компаний.

Яхтенный туризм, как один из ключевых и ярких элементов водного туризма тоже должен развиваться. Изменения в этой сфере происходят за счет строительства новых современных яхтенных клубов и объектов гостиничной инфраструктуры. Наиболее показательный пример - клуб «Терийоки». Клуб «Балтиец», который получил свое динамичное развитие за счет другого проекта строительства комплекса «Балтийская жемчужина». В этом году импульсом для развития яхтенного туризма, и вообще для развития маломерного флота, стало принятие отраслевой схемы развития объектов малого флота.

Николай Асаул, председатель Комитета по транзитно-транспортной политике:

- Когда мы принимали крупные международные регаты, приходилось на уровне Правительства РФ просить, чтобы их участникам разрешили находиться вне морского порта. Добро на это было получено. В список попали несколько оборудованных яхт-клубов. Однако это разовая акция. Все понимают, что такое ограничение — атавизм. Мы надеемся, что до конца года будет принят федеральный закон, разрешающий некоммерческим прогулочным яхтам проход во внутренние воды. Его первое чтение в Госдуме запланировано на октябрь этого года.

Мы делаем все, чтобы поддержать статус Петербурга как морской столицы, и именно для этого была принята отраслевая схема, по которой ценные прибрежные участки должны исключать использование их под жилье и иные функции. Сегодня инвесторы еще не сориентировались на этот вид бизнеса, но мы уверены, что с каждым годом число желающих будет возрастать. Уже есть много примеров: помимо «Балтийца» есть «Геркулес», «Терийоки», клуб «Франкарди» на Крестовском...

Сейчас мы уверены, что земельного ресурса хватит на долгие десятилетия, и дорога яхт-клубам у нас в городе открыта. Адреса есть, они закреплены, ранжированы по всем классам, а сам рынок структурирован под любые потребности и под любой кошелек.

Анна Лебедева, генеральный директор яхт-клуба «Териоки»

- Все, что касается акватории, делается на землях водного фонда, которые принадлежат федеральному ведомству. В данной ситуации важна поддержка от города, это поможет инвесторам и девелоперам при обращении в федеральные органы.

Что касается комплекса «Териоки». Он состоит из гостиничного комплекса (гостиница на 50 номеров, два ресторана, комплекс Spa, бассейн), на территории расположен коттеджный городок, есть административная инфраструктура и непосредственно марина. Яхтенный порт рассчитан на 85 стояночных мест, имеет современную инфраструктуру и оборудование. На «морскую» составляющую приходится 40% инвестиций. «Бум» на московских водохранилищах обусловлен тем, что там не требовалось таких больших работ, как у нас на Балтике. В Подмосковье нужно было всего лишь поставить наплавные причалы и защитить их наплавными же волнозащитными сооружениями.
В этом году заполняемость клуба нам удалось довести до 70%, что для кризисного года достаточно высокий показатель. Сложилась группа постоянных клиентов...

Дмитрий Синочкин:

- Как распределяются доходы?

Анна Лебедева

- Сложно говорить, мы еще не отработали и года. Пока на марину приходится примерно 25%, и более 50% – на гостинично-ресторанный комплекс.

Большинство людей, приходя на собственных яхтах, не нуждаются в гостиницах. Клиенты марины – это люди, которые в летнее время постоянно живут в Курортном районе, для них важны сопутствующие услуги – ресторан, spa-комплекс, бассейн. То есть, получается два разных бизнеса.

Дмитрий Синочкин

- Значит, вы могли построить марину и гостиницу на разных участках?

Анна Лебедева

- Наверное. Но тогда гостиница не имела бы своей особой привлекательности в плане вида. Яхтенный порт – своеобразная ягодка на торте, фактор дополнительной привлекательности для береговой инфраструктуры.

Игорь Фролов, руководитель клуба «Геркулес»

- Наш клуб самый молодой из всех представленных на рынке, проект начался в конце 2007 года. Нашими преимуществами стали местоположение – Лахта - и доступность места, где проводятся регаты. Первым этапом реализации проекта стала расчистка и благоустройство территории, оснащение марины причальным оборудованием на 100 мест; а в этом году мы занялись реконструкцией зданий. Сейчас мы строим здание центра парусного спорта, где будут располагаться офисы регистрации, учебные классы, тренерские кабинеты для инструкторов, душевые, раздевалки, сауны, а кают-компания и бар. В этом же году мы открыли летнее кафе.

По итогам года мы вышли на те же показатели, что и клуб «Терийоки», то есть привлекли порядка 60-70-ти клиентов, однако главный акцент был сделан на проведение соревнований городского и международного уровня.

Есть планы увеличить емкость марины до 200-250-ти мест, построить круглогодичный ресторана, площадку для кемпинга.

Сегодня клуб окупает затраты, основной доход обеспечивает синергия, развитие дополняющих друг друга направлений.

По мере углубления в проблему выяснилось, что рассчитывать на единодушие яхтсменов (даже в каких-то принципиальных вопросах) – все равно что рассчитывать на солидарное мнение юристов. У сторонников паруса – свой взгляд на вещи, и адептов мощных катеров – собственная точка зрения. Про скромных приверженцев весельной «пеллы» вообще как-то забывают. Полный текст стенограммы будет доступен на сайте журнала. Мы прекрасно понимаем, что пока чаще вопросы, чем находим ответы. Но это совершенно необходимый этап. Приглашаем всех желающих присоединиться к дискуссии.

В материале использованы данные сайта nsp.ru

Дмитрий Синочкин, Анастасия Ясинская
Текст готовила Ольга Воеводина

если понравилась статья - поделитесь:

ноябрь 2009