1416
0
Дмитрий Синочкин

Лесной беспредел

Передача полномочий по ведению лесного хозяйства на уровень субъектов федерации породила многочисленные конфликты, нарушения и юридические коллизии. Ленобласть – не исключение. Принятие управленческих решений на основании сомнительных сведений или правовых актов, которые впоследствии могут быть оспорены (например, при передаче земли под застройку), создает для инвесторов новые риски.

Бесконтрольные вырубки и сотни «неучтенных» гектаров по определению питают коррупцию, снижают качество жизни на прилегающих территориях. Отсутствие нормальных схем зонирования не позволяет застройщикам и арендаторам планировать бизнес, реализовать долгосрочные программы. Если нет общих правил и жесткого контроля – в лесу не будет хозяина, только хищники. 

Лесные проблемы отчасти объяснимы: областным властям досталось изрядно запущенное хозяйство. Однако с каждым месяцем ссылки на «объективные трудности» становятся все менее убедительными.

«Зеленые» требуют отставок

Руководители российского отделения организации «Гринпис», обеспокоенные положением дел в лесном хозяйстве Ленобласти, обратилось к президенту Дмитрию Медведеву.

«Зеленые» перечисляют наиболее острые вопросы, требующие немедленного решения. Главные: проблемы с соблюдением прав граждан при разработке документов лесного планирования в Ленинградской области; резкое сокращение лесных зон из-за нарушений при лесном планировании; незаконные рубки, в том числе – на особо охраняемых природных территориях.

Год назад руководители «Гринпис» уже требовали изъять у правительства Ленобласти полномочия в сфере лесных отношений –  «в связи с катастрофической ситуацией с незаконными рубками»
«За прошедший год ситуация не улучшилась,- констатируют «зеленые», - что свидетельствует о стойкой неспособности органов госвласти данного субъекта федерации справиться с переданными им полномочиями».

«Гринпис» предлагает вернуть функции по распоряжению лесным хозяйством Минсельхозу. К письму приложены акты обследований, проведенных в двух заказниках Лужского района – «Шалово-Перечицком» и «Сяберском». Обнаружены массовые незаконные рубки, свежие пни, следы трелевочной техники…

В Москве обращения общественных организаций привыкли «делить на 16». Однако…

По нашим данным, осенью в области работала инспекция федерального Агентства лесного хозяйства (Рослесхоз). Инспекторы, как нетрудно догадаться, обнаружили многочисленные нарушения. В Приозерском и Рощинском лесничествах лесные участки включались в границы населенных пунктов – под строительство жилья и производственных объектов. По заключению контролеров, перевод осуществлен с нарушением положений Лесного кодекса и федерального закона «О переводе земель…» В Кингисеппском районе обнаружены два песчано-гравийных карьера, работающих без разрешительных документов. Госконтракт с предприятием «Ленобллесхоз» (на «защиту, охрану и воспроизводство лесов») заключен неправомерно. И так далее.

Причем многочисленные ошибки и нарушения запрограммированы и на будущее: материалы лесоустройства «в основном устарели и практически не пригодны для учета и ведения лесного хозяйства; имеются расхождения данных учета лесного фонда с данными, указанными в лесохозяйственных регламентах». 

Что охраняешь – то и имеешь

В октябре областной суд с подачи природоохранной прокуратуры отобрал у Комитета по природным ресурсам ЛО право осуществлять от имени государства контроль и надзор в лесном хозяйстве.
В июне 2008-го областное правительство приняло Положение о комитете по природным ресурсам и охране окружающей среды. Комитет получал право распоряжаться участками лесных земель: сдавать их в аренду или в пользование, заключать контракты на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству леса и пр. Параллельно с ведением хозяйственной деятельности комитет мог ее же и контролировать: самостоятельно определять круг лиц, наделенных полномочиями госконтроля, выдавать предписания об устранении нарушений, привлекать (или не привлекать) виновных к административной ответственности…

Фактически объединение хозяйственной и контрольной функций создавало в лесной сфере закрытую госмонополию и обеспечивало идеальные условия для коррупции.

В конце 2008 года ушел с поста председателя комитета Михаил Дедов. Его кресло занял Александр Степченко. (До этого он возглавлял Лужский лесхоз, потом некоторое время работал в Москве).

Межрайонная природоохранная прокуратура в марте 2009-го опротестовала Положение, выиграла процессы в кассационной инстанции и в Верховном суде. Коллегия ВС подтвердила: совмещение функций экологического контроля и использования природных ресурсов противоречит федеральному законодательству.

Юристы компании «Качкин  и партнеры» комментируют: «Нарушение законодательства состоит в соединении в руках [руководителей] Комитета функций как по ведению лесного хозяйства (организации использования лесов, в т.ч. проведение лесных аукционов и конкурсов),  так и по государственно лесному контролю и надзору. Эти функции должны быть разделены
Однако история на этом не закончилась. Областное правительство в июне 2009-го выпустило очередное постановление «О комитете по природным ресурсам…» - ровно с теми же полномочиями! (Эксперты фирмы «Качкин и партнеры» по просьбе редакции проанализировали оба документа: расхождения – чисто косметические).

Снова последовал протест прокурора и суд; очередная отмена этого документа, по-видимому, снова будет обжалована администрацией Ленобласти.

Работу каждого из 18 областных лесничеств должен регулировать Лесохозяйственный регламент. Это документ в 250-300 страниц, с картами и схемами. На разработку регламентов в 2008 году было потрачено 24,9 млн рублей; в 2009-м все регламенты были отменены – из-за многочисленных ошибок и несоответствий. Был объявлен новый конкурс, но его пришлось отменить из-за ошибок в исходной документации. А пока неизвестно, какие из заключенных арендных договоров законны, а какие могут быть успешно опротестованы…

В прошлом году по области было зафиксировано 1350 самовольных рубок, за первое полугодие 2009-го – 628. Виновных нашли в 218 случаях, к ответственности привлекли 45 человек…
Много любопытного можно найти на сайте госзаказа Ленобласти. Например, за изготовление и установку информационных щитов (это, наверное, имеется в виду «Берегите лес от пожара»?), изготовление фотосхем и лесных карт 43,9 млн рублей из бюджета получил «Центр «Севзапгеоинформ»; за аналогичную работу еще 30 150 000 рублей заработала фирма «Волгобалт-Медиа». Не сказать, чтобы результат этой творческой деятельности был так уж заметен. «Подготовка и установка лесоустроительных баз данных» для лесничеств потянула еще на 48 млн рублей.
А вот на тушение лесных пожаров в прошлом году было отведено всего 9,4 млн рублей, в этом – 10 млн.

Специалисты полагают, что вся эта бухгалтерия больше похожа на спешное «освоение бюджета» - когда деньги списываются на закупку услуг, представление которых сложно проверить. (В бизнесе в таких случаях «заказывают маркетинговые исследования»).

В сохранении юридически невнятного порядка лесопользования заинтересовано немало ответственных лиц – и чиновников, предпринимателей, ориентированных на быструю прибыль. Однако, на наш взгляд, накопившийся в отрасли негатив должен привести к оргвыводам и кадровым перестановкам.

Иначе, если к «пикалевской» теме добавится еще и лесная, оргвыводы сделают уже на федеральном уровне.

К сведению

В октябре в Аргентине проходил Всемирный лесной конгресс. На нем были публично оглашены данные Рослесхоза: объем незаконных вырубок в России составляет 15-20 млн кубометров в год.

Дмитрий Синочкин
 

если понравилась статья - поделитесь:

ноябрь 2009