1336
0
Дмитрий Синочкин

Интуиция как конкурентный фактор

Цифры по-прежнему важны, но не убеждают. Данные о состоянии рынка необходимы, чтобы определить, где мы находимся: объем рынка загородного жилья — около 5 млрд (приблизительная оценка Village Consulting), в 115 поселках продается порядка 9500 домов и участков (по данным «Итаки»); годовая реализация — около 2000 домовладений (примерная оценка «Петербургской Недвижимости»). Сегодня гораздо важнее определить, куда рынок двинется дальше. На этот вопрос ответов пока нет.

Рынку загородного жилья еще не приходилось переживать рецессию или длительную стагнацию. (Городские застройщики это уже проходили — в 1998-м и в 2004-м.) Привычные стратегии вырабатывались для рынка на постоянном подъеме: экспансия, увеличение доли, агрессивный маркетинг и пр. Будут ли они работать в новых условиях?

Объем потенциального спроса не вычисляется; как меняется структура потребления — непонятно; будет ли формироваться отложенный спрос и в каком объеме — неясно; сколько компаний-застройщиков сегодня зависит от кредитных ресурсов — неизвестно.

Впрочем, нам не привыкать жить в условиях жесткого дефицита информации. Важнейшие составляющие известны: кредитные деньги недоступны для девелоперов или запредельно дороги; платежеспособный спрос будет сокращаться в связи с общим снижением (или, по крайней мере, «неувеличением») уровня доходов; ипотеку пока можно вообще вынести за скобки.

При подготовке этого номера к печати мы задали участникам рынка несколько вопросов.

1. Какие сегменты загородного рынка сегодня оказались в зоне наибольшего риска?

По мнению Андрея Бочкова, генерального директора «ПулЭкспресс Групп», в зоне риска — сегмент жилья эконом-класса для постоянного проживания, наиболее близкий городским квартирам и максимально зависимый от ипотечного кредитования.

С этим мнением согласен директор департамента управления проектами ГК «Олимп — 2000» Сергей Щерба. «Рынок находится в состоянии неопределенности. Пока явных убытков нет. Однако если финансовый кризис перерастет в экономический, то это в дальнейшем может затронуть всех девелоперов», — отмечает Сергей Щерба.

Генеральный директор компании «Объединенные ресурсы» Андрей Северин полагает, что в зону наибольшего риска попали так называемые дальние дачи (за исключением объектов с уникальным месторасположением). Дома в коттеджных поселках в зоне для постоянного проживания всегда пользовались повышенным спросом; скорее всего, этот спрос упадет на некоторое время, но затем восстановится. В меньшей степени пострадают объекты бизнес- и элит-класса. Как покупают дома для постоянного проживания? Либо продают свою квартиру в городе (что сейчас сделать трудно), либо берут кредит (что тоже становится менее интересно). В общей сложности — спрос упадет. И даже не потому, что у людей нет денег. Потенциальный клиент занял выжидательную позицию, и, скорее всего, до следующего лета будет наблюдать за динамикой цен, ожидая минимального снижения.
По мнению специалистов «РОДЭКС Северо-Запад», в зоне риска оказались не отдельные сегменты загородного рынка, а компании со слабо проработанной стратегией, фирмы, концепции проектов которых имеют значительные недостатки и стратегические просчеты.

Евгений Ноздря, директор по коммерции и развитию ГК «Потенциал», уверен, что пока говорить о резком повышении риска в каком-либо сегменте загородного рынка не приходится, так как в основном «встал» рынок городской и коммерческой недвижимости. По мнению специалистов «Потенциала», наоборот, заметны положительные тенденции в развитии загородного домостроения. «Я думаю, в ближайшее время неизбежна серьезная переоценка общей ситуации и собственного места на рынке для большинства компаний. Компании в России придут к тому, что необходимо строить качественное жилье, с использованием новых технологий и материалов, с интересными архитектурными решениями, но при этом сделать его более доступным для потребителей. На первый план выходит — совсем как в учебниках по маркетингу — борьба не за сверхприбыли, а за качество и лояльность потребителя», — говорит Евгений Ноздря.

2. От каких факторов будет зависеть развитие ситуации в ближайшие три-шесть месяцев?

Основной фактор сегодня — неопределенность, полагает Сергей Щерба. Она вызывает нервозность операторов рынка и нежелание покупателей тратить деньги именно сейчас. Если в ближайшие месяцы ситуация прояснится, рынок должен ожить. «Исторический опыт подсказывает, что кризисы редко стимулируют рынки к немедленному росту цен, поэтому их снижение, по крайней мере краткосрочное, весьма вероятно», — говорит г-н Щерба.

По мнению Андрея Бочкова, ситуацию «сильно нагнетают» СМИ, что ведет к паническим настроениям среди граждан: «Если все одновременно начнут вести себя так, словно глубокий кризис уже наступил, именно это парализует экономику и повлечет коллапс на рынке. Сохранение здравомыслия как правительством, так и гражданами позволит пережить спад в экономике с наименьшими потерями». Г-н Бочков полагает, что как раз через 3–6 месяцев только и будет понятно, насколько серьезен кризис и как долго продлится. Важнейшие факторы: внешнеэкономическая ситуация и цены на нефть.
По мнению Андрея Северина, ситуацию будут определять наличие или отсутствие денег в финансовых учреждениях и продолжительность выжидательной позиции граждан.

Руководитель по развитию «РОДЭКС Северо-Запад» Марина Карпихина также отмечает существенную роль прессы: «Развитие ситуации будет зависеть не только от вмешательства государства или от маркетинговых решений тех или иных компаний, но и от правильной и объективной политики освещения состояния рынка недвижимости в СМИ». По мнению г-жи Карпихиной, объективная картина позволит потребителю «понять, что стоимость жилья может не только упасть, но и вырасти — вследствие сокращения объемов предложения». Марина Карпихина полагает, что вероятность перетекания части ресурсов в сферу недвижимости (не для спекуляций, но для получения дохода) весьма высока.

Евгений Ноздря уверен: во-первых, отсеются откровенно слабые игроки, во-вторых — из-за отсутствия заемных средств будут заморожены многие крупные проекты. На первый план выйдут небольшие проекты, имеющие внятные источники финансирования, прозрачную схему юридического сопровождения, конкретные сроки реализации и высокое качество. Покупатели загородной недвижимости, по мнению специалистов «Потенциала», от кризиса только выиграют: «Теперь можно выбрать “с чувством, с толком, с расстановкой” действительно интересный проект за адекватные деньги».

Определяющие факторы: общая финансовая ситуация, поведение и политика самих компаний, готовность покупателей приобретать недвижимость и вкладывать деньги в вечные ценности. «Разморозка» ипотеки сдвинет ситуацию с мертвой точки.

Дмитрий Синочкин

если понравилась статья - поделитесь:

ноябрь 2008

Новости компаний