1373
0
Дмитрий Синочкин

Нечего на КАСКО пенять…

В 2007 году одной из самых любимых тем для петербургских страховщиков было автострахование, а в ее рамках — КАСКО. Первая причина: автомобилизация населения приобрела темпы, доселе невиданные. Вторая: взявшись за казавшееся весьма привлекательным КАСКО, многие страховые компании по неопытности наделали немало ошибок.

СОСТОЯВШИЙСЯ в конце октября «круглый стол» «Сложные случаи из практики КАСКО. Особенности страховых выплат» собрал аншлаг. В приглашении для участников было заявлено: «Огромное число случаев мошенничества (инсценировок угона — ст.166 УК РФ) заставляет страховые компании аккуратнее относиться к выплатам по данным случаям. Некоторые компании заявляют, что более 20% таких обращений — мошенничество. В связи с этим даже добросовестным страхователям иногда бывает сложно доказать факт угона их авто». Бывают сложности и с выплатами, когда клиент, польстившись на низкий тариф, заключает договор со страховой компанией на невыгодных для себя условиях, по которым деньги при угоне получить практически невозможно.

РОСТ УГОНОВ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Специалисты отвечали на самые важные вопросы: как правильно застраховаться от угона, чтобы без проблем получить выплату и не быть обвиненным в мошенничестве? Какие нормы соблюдать, будучи застрахованным? Рекомендации профессионалов тем более важны, что количество угонов будет только нарастать. «Проблема угонов и лжеугонов будет оставаться неразрешенной по многим причинам, — предполагает директор по экономической безопасности СГ “Регион” Владимир Хомяков. — Во-первых, самая главная преграда в борьбе с мошенниками — судопроизводство. Когда наблюдаешь за работой судов, создается впечатление, что скоро за угоны будут давать не срок, а приз. Даже не слишком внимательный человек наверняка отметит, что обвиняемых приговаривают к штрафам, в крайнем случае — к условному сроку. Во-вторых, очень много вопросов к системе регистрации автомобилей, которая предпочитает “не замечать” очевидные нарушения». По данным г-на Хомякова, 90% угонов сейчас приходится на битые либо сгоревшие машины. Непонятно как, но их умудряются повторно регистрировать в МРЭО, покупая документы за $1500 – 2000, затем страховать в разных компаниях, а потом писать заявление об угоне и получать выплаты. При обилии регистрационных нарушений волна угонов продолжается. Например, сообщил г-н Хомяков, под незаконно зарегистрированную машину ищут новую, точно такого же цвета и марки, угоняют ее и пользуются по документам первой, которая не снята с учета. На что остается рассчитывать добросовестным страхователям? Начальник отдела урегулирования убытков Северо-Западной страховой компании Зураб Кинцурашвили размышляет: «Сложности при доказательстве факта угона зачастую создает сам процесс прохождения уголовного дела по инстанциям МВД. Страхователю бывает сложно получить копии документов по своему же уголовному делу, даже если его признали потерпевшим и он вне подозрений. К сожалению, в связи с ростом страхового мошенничества мы не можем уменьшить количество требуемых бумаг».

КАК ЗАКЛЮЧАТЬ ДОГОВОР

«Клиент сам выбирает условия страхования КАСКО в зависимости от стоимости конкретных программ и перед подписанием договора должен ознакомиться с правилами страхования, — продолжает г-н Кинцурашвили. — Большинство недоразумений при “необоснованном” отказе в выплате происходит именно из-за того, что граждане зачастую подписывают бумаги, не читая». Директор СПб филиала СК «Асоль» Александр Баклушин рекомендует: «При заключении договора со страховой компанией нужно обратить внимание вот на что. В договоре могут использоваться два варианта: выплата за угнанный автомобиль производится после приостановления уголовного дела и после его закрытия. Приостановление происходит, как правило, через два месяца после открытия дела, а закрытие может тянуться бесконечно. И некоторые компании оставляют за собой право платить после закрытия, то есть когда им вздумается. Такие фирмы еще остаются на рынке».

Александр Баклушин предупреждает, что основанием для выплаты должно служить именно приостановление розыскного дела. Кстати, по его же словам, в перечень страховых случаев (тех, по которым должны быть произведены выплаты) недобросовестная компания может включить не весь спектр противоправных действий. Поэтому страхователю рекомендуется проследить, чтобы в перечне было указано все: кража, хищение, угон, грабеж, разбой. Главный андеррайтер по автотранспортным рискам Страховой группы «УралСиб» говорит: «О том, что страховщики КАСКО ужесточают условия для клиентов, в том числе и до такой степени, чтобы затруднить или остановить выплаты, говорят, как правило, когда речь заходит об особой группе компаний. Это те фирмы, которые в свое время снижали ставки по КАСКО, чтобы набрать огромный портфель клиентов. Но рост клиентской базы всегда приводит к тому, что в той же пропорции, а то и больше, начинает расти убыточность. Через год-два все демпинговавшие компании резко повышали ставки для всех страхователей. Случалось, что некоторые по умолчанию поднимали тарифы на 30% даже для безаварийных клиентов, и те просто уходили из этой фирмы». Страховые договоры обычно содержат требования, которые обязан выполнить владелец, обнаружив пропажу автомобиля. «Самое главное — незамедлительно в письменном виде уведомить страховую компанию об угоне, — поясняет г-н Кинцурашвили. — Затем нужно предоставить полный пакет документов по страховому событию и все принадлежности от застрахованного автомобиля — прежде всего комплекты ключей от транспортного средства и от противоугонных устройств». В договоре это может быть не упомянуто, но страховщики рекомендуют не оставлять в машине, покидая ее даже на несколько минут, свидетельство о регистрации автомобиля и его паспорт.

Если авто уведут вместе с этими бумагами, большинство страховщиков расценит это как соучастие собственника в угоне и откажется выплачивать деньги. Кроме того, руководитель отдела безопасности группы компаний «АРКАН» (противоугонные системы) Алексей Краснощеков советует: «Вы установили охранную систему с электронными брелками. Передавая авто в сервис, на ремонт или на мойку, переводите систему в сервисный режим и обязательно заберите брелки из автомобиля, чтобы невозможно было подготовить его к угону. Не оставляйте в салоне мастер-ключи, потому что с их помощью можно перепрограммировать всю охранную систему». К сведению: По данным начальника 6-го отдела ГИБДД Петербурга и Ленинградской области Алексея Бурмистрова, за девять месяцев 2007 года в городе и области угнано более 7500 автомобилей, возвращено владельцам и снято с розыска около 2000. По популярности у угонщиков автомобили распределились следующим образом: различные модели ВАЗ; «фольксвагены» —«гольф», «пассат», «туарег», «транспортер» (за последние годы участились кражи «транспортеров»); «мицубиси» —«лансер», «паджеро», «эль-200»; «тойота» — «карола», «лэнд крузер». Нередко в число «лакомых» авто стал попадать «форд фокус». Не пользуются «спросом» корейские машины и «рено», а также автомобили с правым рулем.

По сведениям страховых компаний, тариф для наименее рисковых машин — 0,4–1%, для самых рисковых — 5–10% и более.

Алексей КРЫЛОВ

если понравилась статья - поделитесь:

ноябрь 2007