1846
0
Дмитрий Синочкин

Сергей Феденко: "Сейчас не самое лучшее время, но люди как строили себе дома, так и строят"

У ГК «Стинком» - бизнес с «двойным гражданством»: дома строит на Карельском перешейке, производство деревянного кирпича (это фирменная «фишка» компании) – тоже здесь, в поселке Рябово, но станки и оборудование – из Германии, из Японии. А станочный парк надо обновлять…

О способах выживания в переходный период, который у нас всегда, мы беседуем с генеральным директором ГК «Стинком» Сергеем Феденко.

 

- Как идут дела в вашем главном проекте - поселке «Гармония»?

- С начала лета подъем, и даже в традиционно мертвый с точки зрения продаж август спрос не ослабевал. И сделки заключили, и строительства много идет.

 

- По рынку в целом аналитики фиксируют спад…

- Да, я слышал. У меня много друзей, которые занимаются другими видами бизнеса. Везде спад, на самом деле. Но все это когда-нибудь закончится.

 

-  Почему вас это пока не затрагивает?

- Потому что земля на сегодня, как и квадратные метры в городе, - самое надежное вложение. Потому что с деньгами непонятно, что будет. Будут ли они вообще и в каком виде.

 

- Но загородный дом никогда не был предметом первой необходимости…

- Это верно. Но и жизнь не так длинна, как кажется в начале. И люди начинают понимать: если сидеть и ждать, когда закончатся трудности, можно и не дождаться.

 

- Попробую спросить иначе. Настолько ли хороша ситуация, чтобы вы начинали новые проекты?

- Новые проекты мы сейчас начинать точно не будем. «Гармония» - проект высокой степени готовности. Мы долго к этому шли. На сегодня, выполняя газификацию, мы выходим на финишную прямую. Земля есть, коммуникации есть, документы готовы, люди живут. Последнее сомнение было – газификация. Но сейчас все бумаги подписаны, все согласования и разрешения получены. И мы уже построили фактически треть газопровода. До начала декабря закончим строительно-монтажные работы. Планирую к Новому году сделать людям подарок – пустить газ в трубу.

 

- С подключением к магистральному газу поселок переходит в новый статус?

- Я думаю, и поселок, и прайс-лист.

 

- Насколько будете поднимать цены?

- В этом году мы уже подняли стоимость участков процентов на десять. Когда подключим газ, прежде всего исчезнут скидки. Затем посмотрим: будет тенденция роста, будем повышать цены.

 

-  Сколько участков осталось в продаже?

- Меньше трети, то есть менее ста.

 

-  К вашей трубе будет еще кто-то подключаться?

- Да, мы ее проектировали с учетом развития всего района. Предусмотрена закольцовка газопровода до поселка  Поляны. Сейчас реализуем первую очередь газификации. Далее предусмотрена газификация ближайших населенных пунктов: Красной долины, Рябово, Малышево, Александровки, Мысового, Камышовки и Мамонтовки. То есть всего этого района.

 

- Сроки можете обозначить?

- Трудно сейчас планировать. Мы бы управились гораздо раньше, но часть трассы проходит по землям Минобороны, и ведомство два года продержало нас на месте.

 

-  Что с деревянным кирпичом? Мы с вами разговаривали в начале года, и речь шла о каких-то замечательных станках немецкого производства. И что теперь, с учетом санкций и прочего?

- Санкции распространяются только на сало, на железо пока нет еще.

 

-  А курс евро?

- Курс евро нехороший. Мы в этом году уже успели приобрести немецкий станок по высокому курсу. И сейчас ведем переговоры об изготовлении станка под наш заказ: мировая промышленность пока не делает оборудования, которое нужно нам. Приезжала на днях делегация с завода Wening. Будем смотреть и думать, как это сделать оптимально, с точки зрения потребности в производстве, и по финансам.

 

- Санкции все же сказываются понемногу, в том числе на связях с Финляндией. Вы не планируете заместить хотя бы часть импортного клееного бруса отечественным деревянным кирпичом?

- Дело не в замещении, мы просто хотим занять свою нишу. К нам много людей приходили и говорили: «Хотим только из клееного бруса». Походят по стройке, потрогают руками, послушают, посмотрят – и меняют предпочтения.

Сейчас, безусловно, не самое лучшее время с точки зрения экономической ситуации в стране, но люди как строили себе дома, так и строят.

В этом году из деревянного кирпича будет построено, наверное, 15-17 домов. А наше производство может выдавать гораздо больше. В разы больше.

И мы понемногу готовимся запускать розничные продажи. Разрабатываем проектную документацию – методичку, текстовую и визуальную, чтобы дом из деревянного кирпича человек мог собирать сам, без нашего шеф-монтажа. Делаем хороший, грамотный сайт, составляем большой каталог собственных проектов.

 

-  Себестоимость получится понизить?

- Наверное, это невозможно сейчас сделать, потому что растут расценки на сырье. Карельский лес почти весь продается на экспорт. Мы закупаем дерево в Красноярске, но там усиливается присутствие Китая и Казахстана. И китайцы ставят там уже производства, перерабатывающие предприятия, прямо в Красноярском крае, скупают лес, перерабатывают и увозят доски. С сырьем ситуация трудная.

Пока мы можем держать стоимость нашего материала ниже, чем у клееного бруса.

 

-  Все равно это одна категория - бизнес-класс.

- Тут важно не то, чтобы дать клиенту сэкономить какую-то сумму, 200 000-300 000 рублей, хотя и это значимо. Вопрос в том, чтобы клиент мог реализовать дом в другой стилистике, с другой философией вообще.

Мы уходим от эстетики деревянного дома как трансформированной избы, эти перерубы определяют пространство, оно регламентируется строительным материалом. А деревянный кирпич позволяет пространство расширить, сделать его более светлым и легким.  

Даже круглые формы можно из кирпича делать в небольшом радиусе. То, что невозможно делать ни из какого другого. ???

Кстати, многие производители, те же самые финские именитые фирмы, чтобы удешевить конечный продукт, заменяют часть деревянных стен каркасными. А у нас - все дерево. Если мы говорим об экологически чистом, натуральном деревянном доме, то вот он и есть.

 

-  Нет опасения, что та целевая группа, та прослойка, которая покупает дома бизнес-класса, как раз и окажется наиболее уязвимой в меняющихся экономических условиях?

- Конечно, есть такие опасения, безусловно. Но, во-первых, наша строительная компания не привязана жестко к определенному конструктиву: мы готовы строить из других материалов, другое по ценовой позиции жилье, более бюджетное. А во-вторых, снизятся доходы не у всех. Все равно кто-то останется, будет заниматься предпринимательством, какие бы жесткие кризисы не были.

 

-  Давайте попробуем прикинуть алгоритм: кто пострадает, кто останется? Какие критерии будут это определять?

 - Больнее всего спад ударит, наверное, по крупным компаниям, потому что у них длинные связи и крупный бизнес, завязанный на серьезное кредитование в банках. Банки сейчас будут или повышать ставки, или вообще избирательно подходить к кредитованию. У них мощная инфраструктура, которую надо содержать. Паровоз не должен останавливаться, он должен бежать и бежать…

Да, сейчас трудно, сейчас провал. Но тут многое зависит не от условных показателей и внешних факторов, а от людей, развивающих конкретный бизнес. Человек, если способен думать, мыслить и двигаться, искать выходы из ситуаций, значит, и будет двигаться. А неспособный будет сидеть и ждать, когда накроется.

Если говорить о загородном рынке – у нас профессионалов десятка полтора, может быть, два. Они четко понимают нюансы рынка и знают, как и когда надо перестроиться. Они более гибкие. Непрофессионалы, а это 250 поселков из 350 запущенных, думают, что наличие земли и рекламы позволят все реализовать и выйти из проекта в плюсе.

 

- В продажах есть эмоциональная составляющая. На ваш взгляд сегодня, лучше работает эмоциональная составляющая, направленная на бережливость и экономию или некую избыточность и «могу себе позволить»?

- Наверное, лишних денег ни у кого сейчас нет. И опять-таки, я говорю, что наблюдаю: у нас спрос – это спасение средств. Да, наверное, он где-то в какой-то момент начнет снижаться.

 

-  Не могут же вечно метры заменять рубли. Их все равно кому-то надо будет продавать.

- Да, совершенно верно. Но даже в самые плохие времена спрос будет. И тут важно выйти с качественным готовым продуктом, чтобы человеку продавать не теорию, не бумаги, не обещания и не пузыри, а конкретный продукт.

Здесь ключевые слова: гарантия, безопасность, качество, сегодня. Покупатель весьма прагматичен. Только он «включает прагматика» для того, чтобы не удариться, но желание, условно говоря, съехать с горки, прокатиться с удовольствием остается! Он все равно покупает удовольствие. Ему это необходимо.

Понемногу появляются покупатели из новой категории - те, кому запретили или ограничили выезд.

 

- Но это довольно специфическая аудитория, со своими привычками.

- Нет, обыкновенные люди. Мы меньше боимся потерять атмосферу, у нас уже сложился поселок. Обустроили детскую площадку, причал. В этом году построили навес для теннисных столов. Планируем если не в этом году, то весной организовать чемпионат поселка по настольному теннису. Приезжайте, посмотрите: там площадка, стол под навесом, скамеечки вокруг для болельщиков. И лежат на полочках, прибитых к столбу, ракетки, мячики, воланчики…

 

-  Складывается образ жизни, который должен быть в таком поселении? Как раньше: дачи – это барышни в белом кружеве, с сачком для бабочек…

- Не совсем так, но коммьюнити складывается. Летом это очень было наглядно. Народу собиралось очень много в общественной зоне, у воды, люди общались. Не как в многоквартирном доме, где никто друг друга не знает. Здесь не так: общаются, обмениваются какой-то информацией. Кто-то подружился, кто-то вместе на рыбалку ходит. Сейчас грибной сезон, все собирают грибы, обмениваются такой радостной информацией: кто сколько белых нарезал.

 

- Сильно будет почищен загородный бизнес?

- Конечно, он трансформируется. Кто-то уйдет, часть проектов закроют. У кого есть собственный банк земли, могут выживать, если есть на что развивать. А частным инвесторам будет очень трудно.

 

-  Появились во множестве компании, которые норовят продавать сельхозку по долям, за небольшие деньги, но в хороших местах. И чем хуже ситуация у граждан, тем больше людей ведется на такое замечательное предложение. Это может ударить по рынку в целом? Создать негативный имидж?

- Такие предложения наших покупателей не привлекают. Конечно, в спокойные годы гарантия и безопасность - на первом месте, а в неспокойные всякое бывает, к сожалению.

если понравилась статья - поделитесь:

октябрь 2014