2780
0
Дмитрий Синочкин

Владимир Любомиров: «Формула стабильности государства - триада: семья, работа, хобби».

Владимир Любомиров, архитектор и девелопер, ресторатор, яхтсмен и совладелец яхтенного порта «Геркулес», много лет обитает в Коломягах. Он был в числе пионеров «малоэтажной жизни». Лет 10 назад New York Times отвела разворот под рассказ об этом феномене пост-перестроечной России – коломяжские таун-хаусы были близки и понятны среднему американцу. Разве что пришлось объяснять разницу между барбекю и шашлыками.
С тех пор немало воды утекло…

Начнем с итогов яхтенного сезона. Что было главным?

Порт «Геркулес» в этом смысле не самый удачный маркер, поскольку он абсолютно новый. Если в порту совсем не было лодок, а появилось пять, то все равно тренд будет положительный. Если соотносить полученный результат с нашими планами... В плане было 80 лодок, получили на стоянку около 70-ти. Я считаю, это хороший показатель.

Как дела у ваших коллег, есть информация?

Если сравнивать с показателями прошлого года, они оказались в минусе. Одна из причин – психологическая. Люди не хотят развлекаться. Это видно и по ресторанному бизнесу – люди не хотят пить.

Когда все было хорошо, люди приходили с друзьями и спокойно напивались. Сейчас они приходят с семьями и выпивают очень умеренно. Такое же отношение и к лодкам.

Что сделано за год в «Геркулесе»?

Основным достижением я считаю открытие школы виндсерфинга и парусной школы для детей и взрослых. На сегодняшний день в ней записано около 40 детей. Всего у нас 100-150 клиентов, которые с определенной регулярностью брали уроки. Доля виндсерфинга в доходах – выше...

Почему? Меньше вложений – больше отдача?

С этим снарядом меньше организационных хлопот. Кроме того, виндсерфинг был раскручен как спорт, в который можно прийти, взять инструктора и заниматься. С парусными лодками иначе: до нас практически никто не предлагал брать в аренду лодки с инструктором (только в индивидуальном порядке). Конечно, число посетителей далеко еще от того объема, который мы бы хотели видеть.
Мы заканчиваем строительство здания парусного центра, в котором будет 160 шкафчиков, закрепленных за постоянными членами парусной школы и виндсерфинга. Для спонтанных посетителей необходимо как минимум столько же. Для пятимиллионного города – это ничто.

На сегодняшний день у нас около десяти инструкторов по серфингу и по обучению вождению на яхтах. В основном бывшие спортсмены.

В целом на сегодня мы обладаем всем необходимым набором матчасти. Полностью оборудована марина: сегодня она рассчитана на 100 мест, а в следующем году мы рассчитываем достичь проектной мощности и увеличить ее до 200. Полностью благоустроена территория: открыт летний ресторан, построен слип и осуществлена полная подготовка к массовым мероприятиям.

В этом году вы уже проводили соревнования?

Этот год мы определили как пробный: яхтенная общественность очень требовательна и консервативна. Если им не понравится, будет крайне сложно убедить их приехать сюда еще раз.

Мы провели несколько регат чемпионата Петербурга в разных классах: гонки "Драконов", соревнование лодок класса «Лэйзер СБ-3», конечно, соревнования класса «Оптимист» - этап детского чемпионата России. Наш клуб участвует во всех соревнования по виндсерфингу, которые бывают в Петербурге, кроме Балтийского кубка, который традиционно проходит в Зеленогорске.

Как вас оценили, какие были претензии?

Возникли неудобства, связанные с отсутствием дешевых гостиниц, все приезжие имели проблем с размещением. Для решения этой проблемы мы планируем построить кемпинг. Поставим вагончики, которые будут сдаваться в аренду. Технических и спортивных претензий не было. На следующий год запланированы более серьезные соревнования российского масштаба. Сейчас идут переговоры о чемпионате Европы в классе Open. На таких соревнованиях с участием крейсерских яхт бывает порядка сорока участников. Основной организатор - Российский парусный союз, мы выступаем в качестве со-организатора. Все это будет происходить на базе «Геркулес».

Для порта это не коммерция, а скорее расходы. Нужно предоставить бесплатные места, обеспечить соревнования катерами, бензином, тренерской помощью. Но это может сделать хорошую рекламу нашему клубу. Именно люди, которые участвуют в соревнованиях, впоследствии создают мнение о марине. Многие из них потом становятся капитанами или работают по найму.

Кроме того, мы получали часть территории при условии, что «Геркулес» будет центром парусного спорта. Город поддержал эту идею.

Ставка на спортивную составляющую оправдывает себя?

Парусный спорт естественным образом притягивает парусные туристские яхты. Такого количества парусных средств, как у нас, ни в одном другом петербургском порту нет.

Насколько важно для дорогого загородного домовладения (бизнес-класс и элита) наличие поблизости воды?

Традиционно вид на море увеличивает стоимость жилья. Но искушенный покупатель, безусловно, не платит за такую опцию чрезмерно, а предпочитает купить участок большей площади.

Первые линии залива продаются неизменно хорошо. Люди, готовые переплачивать, не перевелись на рынке недвижимости.

Всегда ли у человека, живущего в загородном доме, есть или должна быть поблизости вода, лодка, катер?

Это не зависит от места проживания. Любой успешный человек, достигший некоторой стабильности, не исключает возможности время от времени совершать прогулки по воде.

Но ведь сезон открытой воды короток…

Да, 5 месяцев. В Финляндии столько же, но там на каждого человека приходится по два плавсредства. Разница в следующем: во-первых, там разрешается (при соблюдении жестких условий) строить дома рядом с водой, во-вторых, государство стимулирует отдых на воде всеми силами, в том числе и деньгами.

Финское правительство поощряет стремление к здоровому образу жизни. Формула стабильного государства - триада: семья, работа, хобби. Рыбалка, парус, мотор, любой досуг на воде – это достойные виды хобби, это время, проведенное с семьей, с друзьями. И такой вид отдыха должен активно поддерживаться государством, потому что затраты на устройство марин и яхт-клубов непосильны с точки зрения обычной коммерции.

Обычно муниципалитет получает кредит, либо финансирование из федерального бюджета, чтобы построить гидротехнические сооружения. Построив, сдает в концессию на 50 лет какому-либо оператору, который в свою очередь привлекает частных клиентов. Ни один оператор не строит на Западе сам, такое встречается очень редко.

Почему вы сделали ставку на парус, а не на мотор?

У любого проекта подобного рода должна быть движущая сила, не обязательно связанная с доходом. Нужно, чтобы люди, приходя в клуб, видели жизнь. Они могут считать, что это не для них, чаще не из-за денег, а из-за того, что остаться один на один с ветром – это морально тяжело. Мотор кажется более подходящим…

На самом деле движение в гармонии с природой более естественна, хотя управлению лодкой с моторами легче научиться. Кстати: для управления парусной яхтой ни во Франции, ни в Италии, ни где бы то ни было в Европе не требуется специальных прав. Чтобы водить моторную лодку со скоростью более 10 узлов необходимо учиться и сдавать на права. А в России нужно иметь права даже для байдарки. И это, конечно, тоже создает определенный барьер.

Парус для нашего проекта – эмоциональный ключ, движущая сила. По всему миру преобладают именно парусные лодки: меньше затрат, не нужно тратиться на бензин. А эффект больше и возможности шире. Единственный затратный ресурс – время. Но, как говорят ирландцы,  когда Бог создавал время, он создал его достаточно.

Удельная цен парусных лодок значительно ниже. Это связано с логикой рынка: человек, способный платить за тонну «горючки», заплатит и за все остальное. На парусных яхтах все можно сделать своими руками.

Что вы планируете увидеть в «Геркулесе» через три года, через пять лет?

Пока мы вышли в режим окупаемости текущих затрат. В первый год нет прибыли. Чтобы окупились капитальные затраты, необходимо получать прибыль в два-три раза больше. Первая составляющая – рост числа занятых стояночных мест: не 80, а 200 лодок.

Сейчас мы готовы сдавать в аренду около 40 швертботов в разных классах, а также доски. Для зимнего отдых предоставляем кайты и буера, условия для хранения яхт в зимний период. В дальнейшей перспективе (примерно в течение двух лет) мы планируем открыть ресторан высокой кухни. Сейчас ресторанный рынок не в лучшем состоянии.

Это будет камерный ресторан, максимум на 60-70 человек, с гастрономической русской кухней, который люди будут посещать не потому, что едут мимо, а потому что они хотят именно сюда.  Нельзя рассчитывать только на яхтсменов. Мы должны учесть и тех клиентов, кто ничего не понимает в яхтах, но они не готовы прощать оплошности в обслуживании, во внешнем виде ресторана, поэтому приглашать их можно будет после окончания всех работ.

Вы еще говорили о кемпинге…

К нам в Петербург приезжает довольно много иностранцев на кемперах, и им некуда встать. На основной магистрали из Европы, каковым является Приморское шоссе, нет ни одного кемпинга! Поэтому наше предложение будет интересно и для туристов в том числе. Но главная цель - не туристы. Предполагается, что после выхода на полную мощность в части проведения мероприятий, основными постояльцами будут спортсмены, которые и создадут окупаемость.

Что вам дал многолетний опыт жизни в таун-хаузе?

Я живу в таун-хаузе с 1997 года, в Коломягах. Наш проект был третьим или четвертым в своем роде.
Дальнейшее развитие таких проектов дискредитировало саму идею таун-хаузов. Жилье вы нашем проекте позиционировалось как собственный дом, хотя и блокированный с соседом. Сегодня такое жилье строится как квартира над гаражом, практически без участка. У нас построено тридцать домиков, и за 12 лет ни один из них не продан на сторону, есть лишь редкие случаи внутрисемейных продаж. Остальные живут и не думают о переезде! По затратам – квартира, по сути – дом с двориком и участком. В других проектах девелоперы идут по пути максимальной прибыли… Таун-хаузы должны были приблизить человека к природе, а в результате у многих получается многоквартирный дом, только пущенный не в высь, а вширь.

Что касается коттеджных поселков, по сути – это те же самые джунгли.
Это общая тенденция: люди едут в турецкие отели вместе с десятью тысячами таких же отдыхающих, едут в поселки, где 300 домов расположены рядом. Вместо того, чтобы построить маленькую дачку, по примеру финнов или немцев, и спокойно жить с детьми и радоваться, что вокруг бегают зайцы.
Вместо гармонии с природой, которой так не хватает, люди отгораживаются друг от друга пятиметровыми заборами и получают резервацию за гигантские деньги...

Беседовал Дмитрий Синочкин
Текст подготовила Ольга Воеводина

если понравилась статья - поделитесь: