1367
0
Дмитрий Синочкин

На все чья-то воля

Осенние окрестности, в очередной раз замыкающие природный круговорот, хороши для хандры и мистических переживаний. Литературы, способной поддержать это настроение, немало. Но для читателей «Пригорода», как всегда, все самое свежее и достойное.

РОКОВЫЕ СЕТИ

Повторение судьбы.
Януш Вишневский. — СПб.: Азбука, 2007.

Известный польский писатель, дебютировавший бестселлером «Одиночество в сети», продолжает активно разрабатывать полюбившуюся читателю тему виртуальной любви. В романе «Повторение судьбы» история человека, жаждущего найти другую половинку своей души, приобретает почти мистическое звучание. Оказывается, и в сети все подчинено воле рока. Жизнь, в которую приглашает заглянуть читателя писатель, — самая обыкновенная. То есть счастья в ней чуть, зато житейских драм предостаточно. Главный герой романа Марцин похоронил мать, за которой ухаживал долгие восемь лет, и впал в глубочайшую апатию. Об этом судачат в деревне, этим обеспокоены его братья и замечательная крестная — старуха Секеркова. Несчастная любовь в юности, от которой он убежал в привычную тягомотину провинциальной жизни и заботу о лежачей после инсульта матери, казалось, обрекала Марцина на судьбу законченного бобыля. Но мать умерла, а сын постепенно стал выходить из своего угрюмого подполья. Он стал общаться с людьми, но свет увидел все же не в реальной жизни, а в неведомом ему раньше Интернете. На сайте, посвященном его любимым лошадям, Марцин вступает в переписку с той, что займет все его думы и чувства.

Конечно, Вишневский не был бы писателем-интеллектуалом, не погрузи он всю эту историю в довольно неожиданный контекст. Тут тебе и биохимия, и психология, и фольклор. А в конечном счете роман оказывается мистическим — не в примитивном смысле (с магами и прочей попсой), а в корневом. Недаром же хитроумный поляк предваряет свой роман эпиграфом из Сенеки: «Судьба победит нас, если мы сами не одержим над ней победу».

БЫВШИЙ ПОДПОЛЬЩИК

Back in the USSR.
Артемий Троицкий. — СПб.: Амфора, 2007.

Свою книгу о роке, но уже музыкальном, представлял недавно в Петербурге Артемий Троицкий. Известный музыковед, который свою первую рецензию на пластинку группы The Beatles написал в 12 лет, всегда стремился рассказать миру, что русские тоже не лыком шиты. Двадцать лет назад он опубликовал свою энциклопедию русского рока в Лондоне, и вот теперь она вернулась на родину.
В книге рассказывается о тех, кто делал рок-н-ролл в Союзе, о стилягах, о музыкальном подполье. О том, как начинали Александр Башлачев, БГ, Петр Мамонов, Виктор Цой, Жанна Агузарова, Андрей Макаревич, Майк Науменко, Олег Гаркуша. Читатель узнает не только о том, кто какое впечатление произвел поначалу, но и немало практически неизвестных историй из жизни будущих идолов (включая молодую Пугачеву). А вот на фотографиях, коими книга проиллюстрирована весьма богато, некоторых узнать будет нелегко. Годы-с. Что касается самого текста, то он так и остался моложе автора на 20 лет. Появились лишь некоторые лирические замечания и послесловие. В финале, названном «Пожизненным заключением», автор делает такой вывод: «Вот смотрите: пережив отчаянные девяностые, сегодняшняя Россия снова стала очень похожей на застойный “Совок” семидесятых-восьмидесятых, только как-то смутнее и с рыночной экономикой вместо коммунистической идеологии. А в остальном — те же феодализм, жлобство, ложь и несвобода.

Казалось бы: грядет новая волна рок-протеста…» С окончательным приговором можно познакомиться в книге «Back in the USSR».

ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗРЯДНОГО ВОЗРАСТА

Путешествие налегке.
Туве Янссон. — СПб.: Амфора, 2007.

Имя Туве Янссон возвращает нас в детство. Кто не читал про муми-троллей, наверняка о них слышал. В их сказочной долине всегда горел свет в домах, было много вкусной еды и мягкие теплые кроватки. Однако среди почитателей этой финской писательницы шведского происхождения не только дети. Взрослым тоже интересен мир, созданный сказочницей и художницей Туве.

Теперь возможность почитать ее книжку для взрослых получили и россияне. В канву повествования — при всей реальности событий и персонажей — вплетена своеобразная мистика, чувствуется налет красивой, хотя и тревожной сказки (или сказки, которая, увы, так и не состоялась). Кто ж во всей этой несбыточности виноват? Да сами и виноваты. В новеллах Туве действуют и мужья с женами, и их дети, уйма родственников и друзей, даже женщина, одолжившая память, и женщина, живущая на острове. То есть народ. Те, кто когда-то умел слушать, но теперь уже не хочет, и те, кто слушать абсолютно не умеет и уже никогда не научится.

Но порой в финале все же брезжит какой-то лучик. Меняется маленький богатый городской сноб в рассказе «Дачник». Сноб приезжает на каникулы в семью, живущую у моря. Он порицает манеры и весь немудреный уклад жизни хозяев. Методично призывает их вспомнить всех голодных и сирых, а найденных в полях и лесах мертвых животных торжественно и назидательно хоронит. Короче, странный такой малый. Городской, одним словом. Доброжелательные хозяева сдерживаются, но иногда с трудом. И всего один выход в море все меняет в отношениях сторон.

У Янссон и во взрослой книжке все не совсем обычно. Даже самые заурядные старики. Например, игрушечный дом в одноименном рассказе строят пожилые мужчины, делившие 20 лет одну квартиру, — «обойщик старой школы» и банковский служащий. Они очень разные, но как-то умудряются жить вместе. В этой истории будет и битва коловоротом и даже кровь. Но самое главное — их дом останется целым. Это главное у Янссон — чтобы душа уцелела. Сказка — рядом, словно напоминает сказочница. Только вот упустить ее легко.

Александр ПРОНИН

если понравилась статья - поделитесь:

октябрь 2007

Домашний круг