934
0
Дмитрий Синочкин

Секреты двухколесных "джипов"

Выбор велосипеда для загородных поездок диктуется особенностями национального бездорожья и качеством покрытия трасс (там, где они есть). К нашим условиям лучше всего подходит велосипед для преодоления сложных горных участков, так называемый mountain-bike, или "внедорожник".

Комфорт - не главное

Mountain-bike - это низкая и прочная рама, широкая резина уменьшенного диаметра и низко расположенный руль. Для езды все это не очень удобно. И сиденье у "внедорожника", как правило, не комфортабельное. Но это легко исправить, установив сиденье с жесткой основой и гелиевой вставкой.

Впрочем, комфорт и эффективность для велосипеда - понятия противоположные: либо проходимость и маневренность, либо удобство.

Для ценителей комфорта существуют так называемые сити-байки - с более высокой рамой, колесами и рулем. Однако для загородных поездок такой велосипед мало пригоден.

Чтобы не возникло проблем с бездорожьем, а езда оказалась удобной, придуман "гибридный" вариант mountain-bike с более высоким расположением руля и комфортабельным сиденьем.

На российском рынке таких велосипедов немного. Спрос формируют в основном молодые активные люди (до 35 лет), которые отдают предпочтение настоящим "внедорожникам" с широкими "зубастыми" колесами, трюковым велосипедам-BMX, а также велосипедам для триала, даунхилла (спуск с горы) и дерт-джампинга (гонки по грязевой трассе с трамплинами). У таких потребителей "гибриды" не пользуются спросом. Сити-байки у нас не актуальны из-за отсутствия специальных велодорожек в городе и низкого качества покрытия загородных трасс.

Правильный выбор для непрофессионального пользователя, ценящего надежность, комфорт и фирменный лоск, - это велосипед от 10 000 до 30 000 рублей от фирмы, завоевавшей доверие потребителей (Author, Merida, Scott, GT, Trek, Giant, Marin или KHS).

Заводы, где собирают велосипеды и изготавливают большинство комплектующих, в основном находятся в Китае (только в Тайване порядка 1800 заводов), Малайзии, Вьетнаме и Индонезии. Специалисты уверяют, что надписи "Made In Taiwan" бояться не стоит: штаб компании-производителя тщательно контролирует качество работ.

За собранный в Штатах велосипед придется платить вдвое или втрое больше, что не соответствует действительной разнице в качестве.

Среди российских компаний можно назвать Stark, Atom, Stells. Великолепные титановые рамы изготавливает "Титерра". Но велосипедов у нас делают мало, конкурировать с Китаем тяжело. Несколько лет назад итальянская фирма Alpina открыла в Гатчине завод, но всего через два года обанкротилась. И таких экспериментов в мире становится все меньше - производство смещается на Восток...

Легковесные "титаны"

Цена велосипеда зависит прежде всего от материала рамы и класса комплектующих. На хорошем, но не профессиональном велосипеде в основном устанавливаются детали классов Alivio или Deore. Приличные велосипеды стоимостью до 100 000 руб изготавливают из качественной стали, алюминия или титана. Чем легче и прочнее сплав, тем дороже велосипед. Внедорожник до 10 000 руб. будет весить 15-17 кг, от 10 000 до 20 000 руб. - 13-15 кг, 20 000 руб. и выше - менее 13 кг.

Самые дорогие велосипеды делают из титана, карбона, сплавов бериллия и скандия.
Прочность рамы зависит не только от материала, но и от способа изготовления. В раме есть три-четыре узла, где приходится делать ребра жесткости и прокладывать двойной слой металла. У дешевого велосипеда, который выполняется по упрощенной технологии из низкокачественных материалов, раму может "повести".

Покупателя могут смутить неровные швы в стыках некоторых соединений. Это следы аргонной, самой качественной сварки. Их нельзя сильно зачищать по правилам технологии, и потому они заметны даже на велосипедах самого высокого уровня.

"Самый-самый" непрофессионалу ни к чему: разницы он не почувствует, а лишние десятки тысяч рублей потратит. В Петербурге таких велосипедов в год продают единицы. Но ни в коем случае не стоит брать велосипеды дешевле 10 000 руб. Они могут выглядеть весьма внушительно, но из-за того что сталь мягкая, резьбы срываются, подшипники крошатся, втулки разваливаются... Как отмечает представитель компании VELOX, в их мастерскую на ремонт из года в год привозят именно велосипеды за 2000 - 5000 руб. А владельцы более дорогих машин появляются в сервисном центре, только чтобы пройти сезонное техобслуживание.

Техобслуживание следует проходить один раз в год. Покупателю часто выдают график эксплуатации, где указано, как часто надо производить профилактику. А делать это самостоятельно либо обращаться к специалисту - выбирайте сами.

Вело-Лего

Поскольку серьезная велотехника становится доступной, за последние несколько лет спрос на нее вырос в несколько раз, начали работать дистрибьюторы известных фирм.

Самое выгодное время для покупки велосипеда - осень/зима. В этот период действуют ощутимые скидки - до 50%. Иногда они распространяется даже на велосипеды стоимостью 100 000 рублей...
Собирать велосипед, как компьютер - по частям - оказывается слишком дорого. Хотя бывает, что взыскательный покупатель, приобретает раму, а затем подбирает к ней комплектующие, исходя из своего опыта и пристрастий. "Есть один гигантский плюс: велосипед собирается исключительно под владельца. Он выходит дороже серийной модели, но такой велосипед эксклюзивен и гордо называется "Кастом"", - говорит веломан Дмитрий.
(см. фото велосипеда Дмитрия. Суммарная стоимость - 160.000 рублей).

Велосипед следует подбирать по росту. 15-дюймовая рама подходит для роста 1,5-1,65 м, 17-дюймовая - 1,65-1,75 м, 19-дюймовая - 1,75-1,85м, 21-дюймовая рама - 1,85-2,0 м.
Остальные случаи - исключительные (22-23-дюймовая рама).

Обычный велосипед рассчитан на вес владельца до 150 кг. На дорогих велосипедах используются двойные обода, что позволяет выдерживать большую нагрузку и соответственно большую массу.
Большинство регулировок в современных велосипедах осуществляется очень легко. Например, благодаря эксцентрикам (специальному типу замка) можно поднять или опустить сиденье и полностью зафиксировать его за три секунды. Высота сиденья связана с ощущением от управления велосипедом. Велосипед, заставляющий вас сгибаться в три погибели, может оказаться удобным, если вы поднимете сиденье на 10 см... При низком сиденье и не отрегулированной посадке можно загубить колени.

Спавшую цепь очень легко надеть при помощи отгибающегося натяжителя на заднем переключателе. Кстати, цепь на современном велосипеде ходит не по прямой, а зигзагом, и по этой причине неровно ложится на зубчики. Она изнашивается и подлежит замене каждые 1000 км (для малоактивного пользователя - раз в год). При правильном уходе и может прослужить и дольше.

Атрибуты и аксессуары

Именно для отслеживания километража введен в обиход велосипедный компьютер. Он может отображать скорость передвижения (как текущую, так и среднюю), время в пути, частоту педалирования (каденс) и даже фиксировать частоту сердечных сокращений.

Существуют беспроводные компьютеры, передающие информацию через радиосигнал. Стоят такие устройства 1000 - 2000 руб. Правда, они нередко ошибаются, особенно при проезде под высоковольтной линией или через железнодорожные пути.

Один из весьма полезных элементов снаряжения - насос. Лучше обзавестись двумя: стационарным, который вы будете хранить дома, и переносным, который положите в багажник (на раму насосы уже давно никто не крепит).

Если вы предпочитаете кататься круглый год, стоит приобрести шины с шипами, а также специальную зимнюю одежду и термобелье. Опытные люди утверждают, что зимние поездки зачастую более увлекательны.

Обязательный элемент велосипеда - катафоты, обеспечивающие безопасность движения. Правда, опытные байкеры рекомендуют вместо них наклеивать на боковую поверхность рамы и вилки светоотражающую бумагу. Она легче, и располагается не на маховике, а значит, не затрудняет ускорение велосипеда. Для ночной езды обязательны фонарики - красный сзади и белый спереди. Светоотражающие элементы многие крепят и на одежду.

Желателен также шлем. В Европе без него ездить нельзя, а у нас за езду без шлема санкции не предусмотрены. Однако именно этот элемент снаряжения может сохранить вам жизнь.
Нелишне позаботиться и о противоугонных средствах. Одно из наиболее надежных - переплетенный металлический трос с замком. Обычный любитель попользоваться чужим на халяву не станет с ним возиться. Правда, надежнее всего - не оставлять велосипед без присмотра, ведь трос нетреудно перекусить с помощью нехитрых инструментов.

Насос, аптечку, фары и мигалки, ключи, спецодежду, чехол, крылья, компьютер, замок, багажник, рюкзак и многое другое нужно покупать отдельно: в комплект к велосипеду все это не входит. Так что стоимость велосипеда иногда составляет лишь половину от стоимости всего необходимого для дальней поездки.

Если вы не собираетесь путешествовать на велосипеде прямо от порога собственного дома, позаботьтесь о средствах его перевозки.

Автолюбителям пригодятся специальные велобагажники, устанавливающиеся на крышу машины, или складные рога-держатели на фаркоп. Велосипеды с замками-эксцентриками легко разбираются, и их можно перевозить в салоне авто.

Чтобы везти велосипед в самолете или на поезда, можно купить велочехлы из мягкой и прочной ткани, в которые легко умещается велосипед со снятым передним колесом и одной педалью. На третью полку плацкартного вагона можно положить четыре велосипеда в таких чехлах...

Виталий БАРАННИК

 

если понравилась статья - поделитесь:

comments powered by HyperComments

октябрь 2006