977
0
Денисов Роман

Поселки и проселки

Между классом коттеджного поселка и типом подъездных дорог - прямая связь. Чем выше позиционируется объект, тем быстрее и комфортнее вы к нему доберетесь. Собственники дорогих домов смогут прокатиться по мощеному покрытию, а владельцы непритязательных домиков поедут по насыпной дороге. Абсолютно во всех сегментах востребован асфальт.

"Дорога - элемент инфраструктуры, который является "лицом" поселка и должен соответствовать его классу, говорит Андрей Панасюк, коммерческий директор ООО "СитиСтройСервис".- Если это поселок класса "де люкс" или "Комфорт", дорога априори не может быть грунтовой, песчаной или щебеночной".

"Мощеные дороги - атрибут элитных, дорогих коттеджных поселков,- продолжает Константин Крюков, генеральный директор ИСК "Константа".- Для поселков классом ниже выбирают, как правило, менее затратные варианты: асфальт, насыпные дороги и т.п."

У каждого застройщика - своя история. Некоторым достаются участки с обустроенными дорогами. Например, компания "Тимбер", которая сооружает коттеджный поселок "Краснозерное" и некоторые другие, приобретала площадки с уже существующими дорогами. Фирма "СитиСтройСервис" на подъездах к коттеджному поселку "Малый Петербург" укладывает асфальт, а пешеходные зоны мостит тротуарной плиткой. Протяженность дорог внутри поселка составляет около 5500 погонных метров, их площадь примерно 30 000 кв.м, тротуары занимают около 11 000 кв.м.

Некоторые компании делают выбор исходя из местоположения участка. Например, фирма "Петростиль" в поселке "Корабельные сосны" сооружает гравийную дорогу. Организаторам проекта "не хотелось портить лесной пейзаж привычным городским асфальтом". Хотя для другого поселка - "Горки СПб" - они выбрали асфальт.

В компании "Тимбер" полагают, что асфальт подойдет для любого поселка представительского класса: главное, чтобы покрытие было ровным.

Затраты на укладку дорог повышают стоимость жилья, однако специалисты говорят, что эта "накрутка" незначительна. "В цене квадратного метра коттеджа несравнимо большую часть составляют местоположение поселка, земля",- говорит г- Крюков.

Андрей Панасюк уверен, что одна из проблем состоит в том, когда закладывать эти показатели в стоимость: "Расчеты надо производить до начала строительства и продаж, а не после. Плохо, если застройщик построил дороги и начинает увеличивать стоимость жилья, чтобы "отбить" непредвиденные расходы".

Деньги в песок

А расходы будут расти. Начало осени ознаменовалось повышением отпускных цен на асфальтобетон. Стоимость материала подросла примерно на 7%. Сейчас за тонну асфальтобетонной смеси просят в среднем 1930 рублей. В конце прошлого года асфальтирование одного "квадрата" обходилось примерно в 2500 рублей (с подготовкой, материалом и работой). Сейчас эта сумма увеличилась как минимум на 15-20%. Специалисты объясняют скачок повышением цен на главные сырьевые материалы, в частности - щебень. За последний год он подорожал почти вдвое, к тому же его не хватает. В середине 2006-го щебень стоил 800-820 руб./куб.м. Даже обычная грунтовка обойдется недешево.

Существует много типов асфальтовых смесей. Выбор покрытия обусловлен особенностями конкретного проекта. "Не бывает дешевого или дорого асфальта, бывает тот, который подходит",- говорят специалисты. Смесь одной рецептуры используется для тротуарных покрытий (песчаная смесь), для нижнего слоя дороги (крупнозернистая), для верхнего слоя (крупнозернистая смесь) и т.д. Например, для важных федеральных трасс с большой загруженностью применяется особо прочный асфальт, изготовленный из щебня "габбро" и специальных битумных составов. Для приусадебных зон такие "навороты" не нужны, если только жители не собираются по вечерам устраивать автогонки.
Основные проблемы на дорогах, в том числе и проселочных, связаны не с качеством верхнего покрытия, а с подготовкой основания - "подушкой". Для Петербурга и области идеальным считается основание, углубленное на два с лишним метра, но заказчик не всегда готов платить за такую траншею. В результате мы имеем то, что имеем. "Из-за того что "подушка" неграмотно уложена, асфальт растрескивается, образуются впадины,- объясняет Александр Чукардин, специалист компании "Петерасфальт". А щебень просто уходит в почву, его регулярно нужно подсыпать, чтобы дорога держалась. По данным специалистов, до 40% щебня исчезает в песке. Чтобы это предотвратить, можно укладывать специальные пленки, которые препятствуют расслоению дорожного полотна.

Заграничная некондиция

Основные поставки асфальта в ближайшие районы области идут из Петербурга. Спрос на асфальтовые материалы в Петербурге и области ежегодно растет примерно на 15%. В городе работают девять крупных производителей асфальтобетонных смесей. В области сильных игроков практически нет: областные фирмы ориентированы на локальные нужды. Основные поставки питерских компаний идут на строительство городских дорог и объектов федерального значения вроде КАД. Эти же фирмы обслуживают пригород и даже отдаленные районы ЛО. ""Локальные" заказчики все равно предпочитают заказывать асфальтовую смесь в Петербурге, качество местных заводов их не устраивает",- объясняет Александр Чукардин.

Максимальная дальность поставок асфальта составляет 120 км, или примерно два часа езды. Если везти смесь дальше и дольше, она утратит часть своих технологических свойств. Специалисты отмечают, что у застройщиков, работающих за этой границей, могут чаще возникать проблемы с качеством асфальтовых покрытий, и иногда резонней выбирать обычную щебенку (благо, карьеров в области хватает).

Петербургские производители говорят, что пока не готовы строить в области собственные предприятия. "Объемы дорожного строительства здесь невысокие, а финансирование из областного бюджета в этом году даже сократилось,- отмечает г-н Чукардин.- Так что выводить производства за черту города пока рискованно".

Компромиссный вариант - купить мобильный завод. Его можно перевозить с площадки на площадку, затрачивая совсем немного времени на монтаж.

Например, в этом году мобильный асфальтобетонный завод (АБЗ) приобрела компания "Дорстройпроект". Оборудование мощностью 200 тонн смеси в час привезли Германии. Сейчас оно установлено недалеко от Выборга. АБЗ работает в комплексе с передвижной дробильно-сортировочной установкой.

Другие фирмы организовывают производства ближе к окраинам города или кольцевой автотрассе, чтобы быстрее доставлять материал в пригород. Компания "Петерасфальт" недавно запустила новый завод на Софийской улице. Планируется, что его продукция будет использоваться при строительстве и ремонте автодорог в радиусе 80 км от Петербурга.

Мощение с избытком

Мощение поселковых дорог предусматривает различные варианты. Самый дорогой и надежный - укладывать натуральный камень или гранитные плиты. Они пользуются спросом, например, у владельцев больших загородных коттеджей в наиболее престижных районах. Ими выкладывают придомовую территорию, но мостить гранитом дороги - все же слишком шикарно: примерно 6600 рублей за "квадрат". Зато прослужит такое покрытие до 50 лет, а затраты на ежегодный ремонт не превысят 130 рублей на 1 кв.м.

Более распространенный вариант - искусственные камни. В основном применяются изделия, выпущенные методом полусухого вибропрессования, доля технологии вибролитья составляет не более 5%. Лидеры на этом рынке - компании "Меликонполар", "Экспериментальный завод", "Метробетон", "БиК", "Ленстройдеталь". Их мощности значительно превышают потребности города и области.

Сами камни стоят относительно немного. Обычные серые обойдутся примерно в 300 руб./кв.м. Цветные - на 20-30% дороже. Однако мощение с подготовкой основания и работами стоит от 3000 руб./кв.м.

По прогнозам специалистов "Меликонполара", в перспективе вибропрессованные изделия могут занять долю, равную 10% асфальтового рынка. Выбор цвета, формы и фактуры позволяет неординарно обустраивать пешеходные зоны, дворовые территории и другие площадки. В этом году компания "Ленстройдеталь" выпустила три типа камней мощения с фактурной декоративной поверхностью под марками "Экзек", "Квадрат" и "Ромб". Рецептуру новых камней специалисты разрабатывали самостоятельно. В качестве наполнителя в изделиях используются гранит, кварцит и габбро-диабаз. Камни не только прочны, но и красивы.

Однако у тротуарных камней есть недостатки. Их укладка требует серьезной гидроизоляции фундаментов. На дорожках нужно делать водоотводы. Зимой сбивать лед с камней ломом нельзя, а рекомендуемый спецами подогрев обойдется в копеечку. Мощение территории искусственной плиткой - чуть дороже асфальтирования, 2700-2800 руб./кв.м. Это как раз промежуточный вариант - и по цене, и по качеству.

Сравнительные характеристики основных дорожных материалов


Основные материалы

Цена 1 кв.м мощения с подготовкой, материалом и работой (усредненные расценки петербургских подрядчиков), руб.

Срок эксплуатации материала до полной замены в соответствии с ГОСТ, лет

Цена мощения объекта в перспективе из расчета на 1 год эксплуатации, руб.

Асфальт

2500

4-5

500

Искусственная плитка

2600

10-12

260

Природный камень

6600

До 50

130

По данным ассоциации "Дормост" на конец 2005 года.


Роман ДЕНИСОВ

если понравилась статья - поделитесь:

comments powered by HyperComments

октябрь 2006