Георгий Богачев: «Беда не в нормативной базе, а в головах»
Два с половиной миллиона петербуржцев регулярно выезжают отдыхать на собственные садовые и дачные участки. Их статус на территории соседнего региона не вполне понятен. С одном стороны – вроде бы они полноправные собственники, налогоплательщики. С другой – не местные жители, не избиратели, на власть повлиять не могут.
Об этой коллизии мы беседуем с вице-губернатором Ленинградской области Георгием Богачевым.
- Население Ленобласти летом увеличивается в полтора-два раза – за счет дачникови садоводов. Как строить отношения с этой группой населения?
- Люди хотят выезжать летом на природу, это нормально и мы можем только приветствовать. Но для региональных властей эта ситуация создает ряд сложностей. Тут следует выделить ключевые проблемы и последовательно их решать. Одна из главных — это вывоз мусора. Проблема до сих пор не решена, на обочинах региональных и федеральных дорог дачники сваливают свои отходы. Причем это касается не только СНТ и ДНП, но и частного сектора — ИЖС. Недавно губернатор Александр Дрозденко в ходе рабочей встречи с сельскими старостами сообщил, что осенью планирует внести изменения в областное законодательство, чтобы все собственники участков должны были иметь договор на вывоз мусора. Надеюсь, область станет чище.
- Ураган 2010 года выявил и другую проблему: падающие деревья оборвалипровода, электричество пропало, а МЧС работает только в пределах населенныхпунктов. Ехать в садоводство восстанавливать линию они не обязаны. Как быть?
- Согласно законодательству – действительно, не обязаны. Но давайте посмотрим на эту историю под другим углом зрения. Человек по инерции часто воспринимает ситуацию так: купил дом – и все, больше он никому ничего не должен, а должны только ему. А это неправильно! К собственному дому, особенно если это не единственное жилье, прилагается целый пакет обязанностей и договоренностей. Это все входит в стоимость владения: проблемы безопасности, медицинское обслуживание.
- Допустим, пожар в садоводстве – что, и пожарные не поедут?
- Нет, это крайность. Поедут, конечно. Но позаботиться о том, чтобы пожарный водоем был, и чтобы подъезды к нему были, и чтобы он был наполнен – это забота правления СНТ или ДНП. Давайте уточним: я сейчас формулирую не официальную позицию правительства области, а свою личную точку зрения. Как, кстати, владельца загородного дома под Выборгом. В случаях, когда происходит какое-либо ЧП, службы обязаны реагировать, и скорая сначала должна оказать помощь, а потом уже интересоваться пропиской и полисом. В чрезвычайных ситуация службы должны работать независимо от регистрации и места жительства. Устранение последствий таких ситуаций, как и все текущие повседневные проблемы – дело организованных в садоводство граждан. Насколько грамотно они все предусмотрели, насколько внимательно выбирали председателя правления… Но считать, что гражданину положены два полных пакета социальных услуг, один по месту жительства и второй на даче – это утопия. У нас пока еще слишком распространено представление, что к собственному дому прилагается набор государственных услуг. Возвращаясь к проблеме мусора, которая в этой связи очень показательна: беда не в нормативной базе, а в головах. Это не только в садоводствах такое восприятие, управление территорией, застроенной индивидуальными домами – тоже очень сложная забота. Затраты на сбор этих денег выше, чем на сам вывод мусора; профильного закона нет, ТСЖ не создать, законопроект об управлении зонами малоэтажной застройки много лет лежит в Думе.
Поэтому, кстати, и покупателям о вопросах управления коттеджным или дачным поселком надо договариваться «на берегу», до покупки. А на федеральном уровне, я считаю, надо вообще отдельный закон о мусоре принимать – в лес ведь невозможно войти. Я хожу, регулярно убираю, но через две недели то же самое.
- Для вас как для чиновника, для члена правительства ЛО – увеличение количестваДНП и СНТ – это хорошо или плохо?
- Во всем должна быть мера. Конституционное право на отдых – это святое, должны быть рекреационные территории, возможность выехать на природу. Но если вы выезжаете на отдых за границу – вы же не будете требовать у этого турецкого или арабского доктора, чтобы они приходили и вас бесплатно лечил? Для этих случаев есть страховка.
- А вот для муниципальных образований новые коттеджи и проданные участки – этоисточник дохода, поступления от налога на недвижимость.
- Надо считать не только доходы, но и затраты, в первую очередь - на содержание и ремонт дорог. Пока налоговые поступления слишком незначительны, несоизмеримы с расходами на содержание и обслуживание. Нужна революция в головах, чтобы отношение к недвижимой собственности изменилось, чтобы появились ответственность и понимание: это очень недешевое удовольствие, и полностью переложить заботы на государство не получится. Если будет убедительно доказано, что налоговых доходов достаточно – начнет формироваться другое отношение к «дачникам».
- С марта 2015 года муниципалитеты получат полномочия и даже обязанности попродаже свободных земельных участков. Как вы к этому относитесь?
- Правовые нормы по порядку подготовки участков и порядку продажи требуют разъяснений, там не все до конца понятно. В частности – почему полномочия по распоряжению неразграниченной собственностью отданы на первый уровень. В этом плане Ленобласть – довольно специфический регион, у нас практически нет межселенных территорий. Вся территория 47-го региона распределена между поселениями, так сложилось. В других регионах поселения занимают маленькую часть, а площадями между ними занимаются районные администрации. У нас вся эта земельная благодать свалилась на муниципальные образования первого уровня. Получается, что по закону об ОМСУ у муниципалитетов отобрали одни полномочия, а по Земельному кодексу наделили их другими, не менее значимыми.
- Недавно в Свердловской области составили реестр неиспользуемых участков, будутвыставлять их на торги. Как у нас в области с этим направлением?
- Наши муниципалитеты, насколько мне известно, этим вопросом занимаются крайне недостаточно и весьмо неохотно. У нас в регионе много частных земель, в том числе – уже переведенных в категорию «земли поселений». И это основной ресурс для развития жилищного строительства. У нас прекрасный закон о местном самоуправлении. Но все-таки ситуация в конкретных муниципалитетах сильно зависит от персоналий. Земля – это очень серьезный ресурс, если им грамотно распоряжаться и не ставить задачу исключительно набивать собственные карманы… Например, в Токсово до недавнего времени ситуация была неуправляемой. А Приозерск в последние годы вполне нормально развивается. А по соседству, в Лосево – мелкая нарезка, сплошная коммерциализация, стройбазы на самом видном месте. Нет единого плана – и какая-то нахаловка получается. И все это в рамках одного закона. Так что многое зависит от людей и от места – как у кого сложилось.
если понравилась статья - поделитесь: