1724
0
Дмитрий Синочкин

Павел Савченко: «Главное – стараться до конца»

С 21 по 25 августа Яхт-клуб Санкт-Петербурга принимал Открытый чемпионат России по парусному спорту в классе яхт SB20. Приехали сильнейшие яхтсмены страны, чемпионы мира и Европы, участники Олимпийских игр, члены сборной команды России. В регате также участвовали гонщики из Испании, Латвии, Португалии, Украины – всего более 30 экипажей. Повышенный интерес вполне объясним: в 2014 году Петербург будет принимать Чемпионат мира в этом классе.

- Каким образом пришли в класс SB20 и какие лодки были у вас до этого?

- Для меня парусный спорт начался в детстве, в 1970-е годы, в Туапсе… Класс «Оптимист», все как положено. Потом я закончил Академию имени Можайского и пять лет отслужил в военно-морском флоте, на Тихом океане. Из Можайки, как известно, направляли не только на Байконур, но и на корабли. Там уже, конечно, без паруса. Но когда заходили во Владивосток, смотрел, как люди гоняются. Потом – увольнение в запас в 1990-м. И несколько лет назад мой друг и одноклассник Юра Фирсов, который сейчас – первым из русских - делает программу Mini Transat (одиночный переход на яхте через Атлантический океан – Пр.) пригласил меня перегнать лодку.

- Экстремальные у вас друзья…

- Ну да, маршрут экстремальный. Фирсов стартует в октябре из французского порта Дуарнене, идет 1250 миль до острова Лансерот (это Канары), а потом второй этап – 2270 миль до острова Гваделупа. Так получилось, что в Туапсе я его зазвал в парусный клуб. А годы спустя уже он вернул меня в парусный спорт. Уже в Петербурге. В Туапсе яхт-клуб, к сожалению, расформирован.

- И с чего началось возвращение?

- Как у многих – купил себе «эмку» (МК – отечественный класс яхт, швертбот длиной 6,5 метров – Пр.). И даже участвовал четыре года назад в чемпионате России. Не слишком успешно. Мне все-таки 51 год… Я увлекался матчевыми гонками (матч-рейс – когда однотипные лодки гоняются парами, каждый с каждым; потом, по сумме очков – полуфинал и финал.- Пр.) в экипаже с Юрием Фирсовым и Евгением Никифоровым. Пробовали участвовать в регате «Белые ночи». Неудачно. Правда, Кубок Екатеринбурга у меня дома стоит; в Бахрейне заняли второе место. Но матчевые гонки требуют гораздо больше сил, многое зависит от физической подготовки. Когда гоняешься с 25-летними – разница чувствуется. Если ты не рулевой, конечно, а шкотовый. Еще два сезона я гонялся в экипаже Алексея Семенова на его лодке Grand Soleil 46, на Кубок короля Испании, на Кубок принцессы Софии, в чемпионате Испании… Четвертое место заняли. А «эмка» стояла у меня в эллинге, сейчас она ушла к моему приятелю во Псков, их там уже две. Это все-таки более озерная лодка, на ней не везде можно ходить. Вот из стечения этих обстоятельств у меня и возник интерес к классу SB20. Я видел эти лодки раньше, на берегу, хотел вроде попробовать, но случая не было. Потом меня пригласили на собрание Ассоциации класса SB20. То, что я услышал про график соревнований, про доступность этих лодок – меня вдохновило. Но все равно нужен был какой-то толчок. И вдруг мне позвонила Аня Басалкина и предложила погоняться в Кашкайше на SB20 – у них с Алексеем Покровским в экипаже не хватало человека. И мне понравилось. Я понял: вот та лодка, которая мне нужна. Существуют жесткие правила класса. No hiking – нельзя откренивать. Это уравнивает возможности. И лодка сделана так, что она прощает ошибки, но позволяет достигать хороших результатов. И у нас возникла целая программа. Мы с Аней гонялись в Кашкайше, мы выиграли кубок Ассоциации, участвовали в чемпионате Европы… Ставили цель в первый год попасть в десятку, заняли 11-е место, но отстали от 9-го всего на одно очко. На чемпионате мира стали уже восьмыми. Получили специальный приз – как лучший экипаж, в котором шкипер – женщина.

- Теперь у вас постоянный экипаж?

- Не сказал бы, что постоянный… Мы с Анной Басалкиной занятые люди, и в этом году не смогли организовать надлежащий тренировочный процесс. У нас есть несколько друзей, которых мы приглашаем в экипаж, но постоянного человека нет. Часть времени занимает компания «СпортБотРус». На чемпионате мира британский рулевой и производитель лодок Джерри Хилл, глава компании SportBoatWorld, сказал: обязательное условие для того, чтобы чемпионат мира по SB20 прошел в России, - должны быть официальные дилеры. Чтобы поставлять снаряжение, запчасти и так далее. Мы согласились, потом встретились на выставке Moscow Boat Show и подписали документы. «СпортБотРус» занимается поставкой запчастей, парусов – всего, что нужно для гонок в классе SB20.

- Но это ведь не основной ваш бизнес?

- Конечно. В парусном спорте заработать деньги невозможно. Максимум, на что стоит рассчитывать – что доходы оправдают затраты. Мой основной бизнес – компания «МультиЛайт». Мы занимаемся архитектурным освещением. Невский проспект, в прошлом году – Александринский театр, торговый центр «Галерея», бизнес-ценр Quattro Corti…

- График соревнований не мешает основному бизнесу?

- Это все-таки не Олимпиада… Когда можешь себе позволить – тогда и едешь на соревнования. Приходится выбирать знаковые или самые интересные. Аня к тому же в этом году вплотную занялась тренерской работой. Но все же в сентябре планируем ехать на чемпионат мира во Францию. Сейчас гоняемся с Андреем Никандровым, мы с ним выезжали на соревнования Grand Slam («Большого Шлема») - это три регаты, которые проходят в Англии, Италии и во Франции. В этом году гонялись на озере Гарда, уже с Никандровым: Юрий Фирсов готовится к Mini Transat, как раз накладываются сроки.

- Насколько для вас это важно – выиграть очередную гонку?

- Любая цель, которую ты себе ставишь, важна. Надо реально смотреть на свои возможности. Ты не можешь прийти в новый для себя класс и в тот же год показать высокие результаты. Можно оттачивать мастерство экипажа и со временем понять что-то для себя, и тогда результат придет. Главное – стараться до конца. Я так и сыну говорю: «Ты старался? Тогда все будет в порядке».

- SB20 – относительно молодой класс?

- Не совсем так. Ему около 10 лет, он раньше назывался Laser SB3, но компания, которая по лицензии дизайнера и конструктора Тони Кастро выпускала эти лодки, подошла к порогу банкротства. Кастро передал лицензию другой фирме, и эти лодки снова стали производить. Ничего нового в конструкцию не внесли, но теперь их делают не в Малайзии, а в Англии. Лодки стали подороже, но и качество повыше. Как сказал Джерри Хилл, she is the same, but a bit more sexy.

- Как семья относится к вашему увлечению?

- Поддерживает. Сын тоже ходит в яхт-клуб, гоняется на «Оптимистах», и дочка увлекается…

- У сына уже есть успехи?

- Главное – он проходит дистанцию до конца.

- Круг общения яхтсменов – это более-менее постоянная среда или все же появляются новые люди?

- Я бы сказал так: многие возвращаются. Человек занимался парусным спортом, увлекался морем; потом приходят другие заботы, дела, рождаются дети… Но когда текущая жизнь в основном налажена – многие возвращаются к парусу. Спорт – это ведь не борьба за жизнь, это, скорее, удовольствие…

- Ну, не знаю. Если через Атлантику, да в одиночку…

- Это сhellenge. Вызов. Посмотреть, проверить, на что ты способен. Я моряк, я много раз ходил через океан на корабле длиной 214 метров, из Петропавловска-Камчатского до Австралии. И кажется, ничего сложного. Но когда попадаешь на лодку – это совсем другое. Это борьба с самим собой за право сказать: «Я сделал это». А если ты еще при этом, как говорит мой друг Фирсов, «полыхнул результатом» - так есть что вспомнить и детям рассказать. Океанские гонки – это отдельная история, это постоянное напряжение, днем и ночью. Кроме того, парусный спорт – технический вид, шкиперу и команде приходится не просто мышцами играть, но и все время думать, принимать правильные решения, это требует постоянной сосредоточенности.

- Спорт и бизнес как-то пересекаются?

- Раньше почти никак. Но вот недавно итальянская компания iGuzzini (наш основной партнер) стала нашим спонсором, ежегодно выделяет средства на соревнования. А так – то же самое: и в бизнесе, если ты стараешься, горишь процессом и готов пройти дистанцию до конца, результат будет. И успех будет.

- Люди, которые побеждают в гонках, они в бизнесе тоже успешны?

- Как правило, да. Настоящий предприниматель всегда найдет нестандартные, неожиданные ходы, ведущие к цели. Миллиметры, повороты, заходы, внимание к деталям… Ты увидел что-то, что не заметил соперник – и вот ты уже на три корпуса впереди. P.S. Павел Савченко не смог участвовать в Чемпионате России на своей SB 20. Потому что буквально накануне гонок его очень попросили лодку продать. А он все-таки не только яхтсмен, но и дилер. Зато на Чемпионате мира он выступит на новой лодке. Так что бизнес и спорт порой переплетаются очень причудливо…

если понравилась статья - поделитесь: