1614
0
Гришин Игорь

Елена Теплицкая: «Мне нравится смотреть на мир»

В июльском номере «Пригорода» мы уже рассказывали о дизайнере Елене Теплицкой и анон-сировали цикл статей, посвященных взаимодействию цвета, стиля интерьера  с характером и темпераментом человека. Выполняем обещание: Елена Теплицкая — о себе, о психологии дизайна, цвета.

Начало

Дизайн для меня начался лет в 14–15, когда я поняла, что живем мы с родителями в хорошей квартире с прекрасной мебелью, но мне там скучно. Все коричневое, бежевое, бежевое, коричневое… Однажды родители уехали на дачу, я купила баллончики с быстросохнущей эмалью и полдома перекрасила. Их не было всего один день, но я многое успела: отцовский кабинет (там была прекрасная польская стенка, я еще поразилась, как хорошо ложится эмаль на полировку), мамино трюмо (оно из коричневого стало лилово- розовым). Не дошла лишь до своего черного пианино, времени не хватило. Родители были поражены, но не долго возмущались, что с ними не посоветовалась. В конце концов отец сказал: «Молодец!» А маме и сейчас помогаю в выборе декора, цвета.

Дизайн — это отвага, решимость, сила. Надо вытаскивать себя из обыденности, как Мюнхгаузен из болота, надо набрать воздуха и сказать: «Давай попробуем!» Например, взять классический элемент мебели и поменять ручки, фактуру, цвет.

Уже потом были учеба в Швейцарии, аспирантура в Строгановском и лекции по психологии в МГУ.

О психологии и дизайне

Мне всегда были интересны две области, две  линии — психология и дизайн. Дизайнер — это психотерапевт. Когда появились первые заказы, проекты, я писала для себя записки — краткие планы, резюме встреч с клиентами, анализировала, что, как им предложить. Как помочь человеку понять и принять комфортный интерьер для него, а не «стандарт» для показа гостям. Я всегда много говорю с заказчиками, расспрашиваю о жизни, привычках. Задаю очень личные вопросы, и где-то проскальзывает, что нельзя, а что нужно, что для человека есть образ его Дома.

Например, сейчас я делаю дом для семейной пары 50–55 лет, они живут друг для друга. Дети выросли, живут отдельно. Когда женщина в разговоре обмолвилась об открытом огне, взгляде друг на друга, сразу все стало понятно: взгляд сквозь огонь, соединяющий и разъединяющий их, большой открытый камин, мягкий диван с большим количеством подушек («поглотитель — объединитель»), но нужны и большая веранда, библиотека — пространство, где можно побыть одному. Или еще пример. Пришла ко мне женщина и говорит: «Помогите! Муж собирается уходить, правда, еще думает. Дети — два мальчика. Пока хочет сделать большую квартиру на двух уровнях, чтобы у нас уже были разные спальни». Я очень быстро сделала немного другой проект (и он его утвердил). «Вкусная-превкусная» спальня с кроватью, из которой выбраться невозможно — не хочется, одинаковые шкафы для него и для нее с обеих сторон. На первом этаже — уютный диван буквой «П», большой стол, семейные фото на комоде. Семья стала неразделимой. Дизайн помог. Дизайнер цветом, фактурой, формой, пространством может  сделать все что угодно.

О домашней архитектуре, стилях и культурной традиции

К сожалению, наша культура домашней архитектуры, дизайна отстает от Запада. У нас в истории было беспросветное время, когда мы не могли даже передать своим детям семейные ценности: шло раскулачивание, насильственное переселение, уплотнение. Построив дом, мы пока только насыщаемся тем, что у нас есть индивидуальное пространство. Мы только начинаем ощущать, что такое собственная комната, что значит подняться по лестнице к себе в спальню, кабинет. Через поколение молодежь, выросшая в собственном, уже не родительском доме, захочет и необычной архитектуры, и оригинального дизайна, декора. Те, кто вырос «на свободе», научатся понимать стилистику, сочетать в интерьерах классику и современное искусство. Хороший дизайнер должен с опаской относиться к китчу: одним предметом можно «угрохать» интерьер. Хотреволюции и войны, быть хорошо образованным одиноким поэтом.Только такой человек может попробовать создать настоящий модерн, все остальное будет псевдо. Модерн — это состояние души, сверхэстетика.

Я стараюсь делать самые разные вещи, видеть мир с разных сторон. Когда я делаю архитектуру, я — это «он», когда интерьеры — я среднего рода: «он и она». Создавая декор, я абсолютная, стопроцентная женщина. Когда я рисую проект, я помню и интерьер, и декор — это приятная мешанина. Но делать одежду — не женское, не мужское, а девчачье занятие: куклы, ножницы, тряпочки, платьица. «Поход в художку»: стекло, скульптура, роспись, живопись — это абсолютный разговор с Богом. Художники — проводники, через них «идет нечто». Тому, что происходит со стеклом, картинами, цветом, почему ты решаешься на это, почему линия, мазок именно здесь — нет объяснения, нет логики, оно рождается само.

К сведению

Елена Теплицкая — дизайнер, декоратор, модельер. Обучалась дизайну в Дорнахе (Швейцария). Окончила аспирантуру МВХПУ им. Строганова. «Мозг» студии «Теплицкая Дизайн». Автор многих интерьерных проектов жилых и общественных зданий. Ее работы выставлялись в Италии, Швейцарии, Франции, Англии. Постоянный участник Недели моды в Москве. 

если понравилась статья - поделитесь:

сентябрь 2012

Домашний круг