1686
0
Денисов Роман

Дачники попались в сети

Строительные ритейлеры перестали возводить новые магазины в черте города. Уже несколько лет они активно осваивают  просторы Ленобласти. Но и здесь практически не осталось городов и больших поселков, не охваченных крупными сетями. Острая конкуренция разворачивается между операторами «Метрика», «Вимос», СТД «Петрович».

На петербургском рынке DIY наблюдается инвестиционное затишье, зато из области регулярно поступают новости об открытии новых магазинов (стройбаз) или приобретении участков под них. При этом участники рынка признаются, что в отдельных районах конкуренция начинает зашкаливать, и находить интересные площадки становится все сложнее.

Провинциальный DIY

В черте КАД ритейлерам давно стало тесно. За последние несколько лет расклад сил на петербургском рынке особо не изменился. По итоговым данным исследовательского центра INFOline за 2011 год, на первом месте по выручке находилась компания «Максидом» (ее доля в общем объеме продаж на рынке DIY оценивается примерно в 14%), второе и третье место поделили между собой компании OBI и «К-Раута» (доля каждой из них по объему выручки оценивается примерно в 12%), на четвертом месте — «Метрика». Среди других крупных игроков: Castorama, Leroy Merlen, СТД «Петрович», УК «Старт».

Поняв, что городской рынок насыщен, одни компании попросту отказались от расширения бизнеса в нашем регионе и начали осваивать прочие города-миллионники (яркий пример — «Максидом» и финская сеть «К-Раута»), а другие сменили концепцию и вместо гипермаркетов  стали возводить компактные магазины в районных центрах (например, корпорация СБР, которая развивает сеть «Метрика»). Но здесь им приходится конкурировать с теми компаниями, которые изначально выстраивали бизнес с прицелом на областных заказчиков.

К настоящему времени в Ленобласти практически не осталось городов, не охваченных торговыми сетями по продаже стройматериалов. С начала года на территории 47-го региона заработали десятки новых магазинов и стройбаз.

Один из крупнейших игроков на областном рынке — компания «Вимос». Ее сеть включает в себя 34 базы стройматериалов и хозтоваров, большинство из которых разбросано по Ленобласти. Фирма предпочитает строить магазины на выкупленных участках. Помимо продажи стройматериалов компания и сама занимается их производством, например выпускает бетонные изделия и кровлю.

В июле фирма открыла новую базу на Таллинском шоссе, в дер. Черемыкино. Площадь торговых помещений — 1350 кв.м. Месяцем ранее компания ввела в эксплуатацию новый магазин (площадью более 2500 кв.м) в Колпино. Кроме того, в этом году фирма вышла на рынок Великого Новгорода.  Ритейлер продолжает искать новые участки под стройбазы. Свой ассортимент фирма изначально формировала с прицелом на дачников и садоводов. Многие магазины сети расположены вблизи железнодорожных станций.

Амбициозные планы по развитию област-ного рынка озвучила корпорация СБР. В некоторых населенных пунктах ритейлер открывает сразу по несколько торговых точек. Например, в далеко не самом крупном областном городе Волхове фирма построила два строительных супермаркета «Метрика». В настоящее время компании принадлежат 20 магазинов на территории ЛО. В начале года представители сети «Метрика» подчеркивали, что компании интересно открывать магазины площадью около 2000 кв.м в городах с населением от 50 000 жителей, поскольку стратегия строительства новых гипермаркетов в «миллионниках» начала себя исчерпывать: «В планах компании — занять первое место по числу торговых точек в области». Фирма готова использовать франчайзинговые схемы, то есть предлагает независимым оператором переходить на работу под ее брендом, если они согласятся принять сетевые стандарты (впрочем, недавно в компании сменился гендиректор, поэтому не исключено, что какие-то планы будут пересмотрены).

Форматный передел

Стратегию привлечения франчайзи успешно использует СТД «Петрович». Фирма развивает несколько торговых сетей. Помимо той, что работает под брендом «Петрович» (классические оптово-розничные стройбазы и магазины cash&carry), она создала сеть торговых баз «Уровень», большинство из которых расположены на территории ЛО. Сейчас эта сеть включает в себя 10 магазинов, при этом восемь из них работают по франчайзинговой схеме.

Компания продолжит параллельно развивать обе сети. Магазины «Петрович» планируется открывать преимущественно в крупных региональных городах, «Уровень» — в небольших населенных пунктах, где ритейлер не хочет самостоятельно возводить магазины с нуля, но готов развивать бизнес совместно с другими девелоперами.

В августе СТД «Петрович» приобрел участок 2 га в Гатчине. Следующей весной здесь планируется открыть 14-ю базу «Петрович». Инвестиции в проект составят порядка 150 млн рублей. Эта сумма включает в себя затраты на покупку участка. Как объясняют представители фирмы, земля обошлась дорого, поскольку надел уже обеспечен необходимой инфраструктурой. «После покупки земли в Гатчине наша компания не будет концентрироваться на развитии в Ленобласти, где у СТД “Петрович” уже открыты базы в Выборге, Кингисеппе, Луге и Волосово, — говорит исполнительный директор СТД “Петрович” Виктор Адамов. —  Мы не ставим задачу открываться в Ленобласти во что бы то ни стало. Но если поступят предложения по покупке интересных участков и исследования покажут, что инвестиции в базу там окупятся за 5–10 лет, мы можем войти в такой проект. Сейчас нам интереснее развиваться на рынках крупных городов Северо-Запада, мы активно анализируем возможность открытия в Вологде и Череповце. Что касается развития сети “Уровень” (по схеме франчайзинга), мы планируем в следующем году привлечь примерно пять новых франчайзи». Независимые аналитики считают, что с учетом возросшей конкуренции в ЛО ритейлеры начнут осторожничать в поиске новых площадок для расширения сетей. Но их могут заинтересовать участки, расположенные вблизи оживленных магистралей и при этом недалеко от крупных дачных массивов. Подобные предложения на рынке есть.

Например, компания «Леверидж» осваивает большой земельный надел на 42-м километре Мурманского шоссе, недалеко от Кировска. Здесь запланирован МФК. Сейчас идут изыскательские работы. «Мы предусмотрели в проекте магазин площадью около 1500 кв.м, в котором можно наладить торговлю стройматериалами. Мы готовы возвести его за свой счет, чтобы сдавать в аренду конкретному оператору. Сейчас мы ищем заинтересованных ритейлеров, — рассказывает Артур Кукуяшный, генеральный директор компании “Леверидж”. — Наладить здесь торговлю можно будет уже летом следующего года».

Некоторые эксперты полагают, что основные изменения на рынке могут произойти за счет слияния или поглощения существующих сетей. Например, еще несколько лет назад «Метрика» пыталась объединиться с сетью «Вимос». Но в итоге сделка сорвалась.

Стратегию поглощения выбрала УК «Старт», которая начала свой бизнес в Петербурге с открытия одноименного гипермаркета DIY во Фрунзенском районе. В прошлом году компания перекупила у холдинга «Адамант» сеть магазинов «Домовой» (которая специализируется на товарах для дома).

Она включает в себя пять супермаркетов, расположенных в различных петербургских ТК. Весной этого года УК «Старт» открыла очередной магазин сети в ТРК «Гулливер». Впрочем, гендиректор УК «Старт» Роман Никоноров заявляет, что рынок Ленобласти компанию пока мало интересует. Основные ее планы сейчас связаны с развитием бизнеса за пределами региона.

Стратегическая задача УК «Старт» — к концу 2014-го войти в тройку ведущих строительных ритейлеров России.

Операторы, которые работают на местном рынке, в целом довольны итогами нынешнего сезона. Исполнительный директор СТД «Петрович» Виктор Адамов отмечает, в этом году спрос на рынке оптово-розничной торговли стройматериалами вырос по сравнению с 2011-м примерно на 10–15%. При этом заметных скачков цен не произошло.

Роман Денисов, «Недвижимость и cтроительство Петербурга» — специально для «Пригорода»

если понравилась статья - поделитесь:

сентябрь 2012

Домашний круг