1398
0
Дмитрий Синочкин

Архитектурная мода: злодейка с линейкой

Мода — ветреная злодейка. То впихнет нас в узкие длинноносые башмаки, то заставит носить несуразные парики, то мини-юбками с лосинами одарит. За модой в одежде мы все так или иначе следим. Но можно ли говорить о моде в архитектуре загородного домостроения, или это тот случай, когда «хвост вертит собакой»?

В стиле Владимирского централа «Стиль тюремно-романтический» — так окрестила застройку периода 1990-х архитектор Ольга Турнас. Сарказм по поводу краснокирпичной застройки уже порядком всем поднадоел, но без обращения к истокам в разговоре об архитектуре наших пригородов просто не обойтись. Модульные квази-замки и псевдодворянские усадьбы спорили между собой — у кого выше башня. Как только ни называли в прессе эти нелепые конструкции. И «рублевская готика», и «баракко», и «тюремки». Но откуда ей было взяться, нормальной архитектуре? Америка и западная Европа постепенно прирастали пригородами, а в Россию субурбанизация заглянула ненадолго вместе с говардовской идеей города-сада, которую благополучно похоронили в советское время.

В Советском Союзе уплотняли города. В архитектурных институтах учили воплощать прямоугольные идеи Ле Корбюзье, а пригород для советского гражданина был двух типов. Либо дача — обкомовская, генеральская, писательская (нужное подчеркнуть), либо те самые пресловутые шесть соток. И если на первых можно было жить: валяться в гамаке, вести умные беседы на террасе, — то на вторых нужно было выживать: попой кверху поливать ботву потом. Тут не до архитектуры, знаете ли. Загородный бум 1990-х — это, прежде всего, стихийная застройка. Каждый строил, где мог и как мог, не задумываясь о дорогах, коммуникациях и тому подобных «мелочах». А тем временем подтянулось и племя молодое «бумажных» архитекторов. Архитектуры (как и секса) у нас нет, потому что нет адекватного заказчика, но есть желание поучаствовать в международных конкурсах, в которых неплохо было бы демонстрировать свое превосходство над западным миром. Отчасти именно им, архитекторам, чьи конкурсные проекты годами пылились в столах, мы обязаны разнообразием стилей стихийной застройки.

Что тогда только ни пробовали: и брутализм, и классицизм, и экспрессионизм, и эклектику... Повторение пройденного Примерно с конца 1990-х годов желающие приобрести дом за городом стали обращать значительно больше внимания на место, где они планируют поселиться, на транспортную доступность, коммуникации и другие излишества. Тогда появились первые коттеджные поселки — десяток домов, обнесенных общим забором, с пунктом охраны на въезде. И тут же оказались на пике моды. Хотя ничего нового придумано не было. «Для поселка требуются высокая сухая местность; близость питьевой воды, возможность устройства стоков для нечистот; удобные дороги; близость аптеки, доктора, школы и, что немаловажно, материальная обеспеченность поселенцев, дабы иметь возможность впоследствии разложить повинности на большое число плательщиков». Это цитата из пособия по загородному домостроению, изданному в России в 1913 году для клиентов Лопахина. Постепенно росли и требования к внешнему облику будущего дома. Застройщики стали предлагать пресловутую «единую архитектурную концепцию» коттеджного поселка. Вскоре подобные предложения перестали быть экзотикой. Тем более что зачастую превращалась она в массовое безликое тиражирование одного типового проекта. При этом внести изменения во внешний облик дома покупатель не мог. Развиваясь, рынок внес свои коррективы. Жесткие требования покупателей заставляют застройщиков предлагать как оригинальные архитектурные решения, так и возможность выбирать из нескольких проектов в рамках одного поселка. Но это в основном для поселений не ниже бизнес-класса. В эконом-классе право выбора не предусмотрено — решающую роль играет цена. «Заказчик может позволить себе архитектурные изыски только тогда, когда у него есть на это деньги, — говорит Дмитрий Гусев, дизайнер деревянного домостроения. — Моду диктует именно заказчик. Спорить с ним — занятие неблагодарное». Casual рулит! Тюремно-романтический стиль канул в Лету, оставив в память о себе легкое послевкусие — разнообразные усадьбы. Листая каталоги проектов разных компаний, каких только усадеб не обнаружишь. В русском классическом ли, русском лубочном ли, английском ли стиле. Еще одно направление — минимализм. Его архитектурный принцип — функциональность. Скупые точные линии коттеджей в европейском или скандинавском стиле, разлапистая лаконичность шале и скромный комфорт американских домиков. Не теряет позиций эклектика — смешение разных стилевых элементов. Некоторые из них откровенно пугают, другие весьма удачны. «

Очень популярны эркеры — говорит Ольга Турнас. — А еще террасы и дома мансардного типа с простой двускатной кровлей. Это если говорить о более-менее массовом строительстве. Если вспомнить о проектах более высокой ценовой категории, то здесь, безусловно, популярны дома в стиле “а ля рюс”. Стиль “хай-тек” — на пике моды. Но массовым он не стал. Слишком непривычно русскому человеку жить среди железок и стекла». «Мода — понятие в домостроении странное. Мы с удовольствием любуемся модными показами, но носить предпочитаем casual, — высказал свое мнение генеральный директор компании “Евросиб-девелопмент” Александр Гаврюшенко. — Так и в загородном домостроении. Главное — чтобы было удобно». Об этом же говорит и Владимир Тарасов, архитектор архитектурно-дизайнерской студии «Альфаплан»: «Немецкий сатирик Кишин пишет: “Чем больше я живу, тем больше понимаю о планете и о человечестве. Собственно, хотелось бы свалить куда подальше, но уже слишком поздно. И видишь все отчетливей, что за такими понятиями, как патриотизм, гуманизм, спасение детей в Сенегале и т.д., прячутся совершенно простые, личные интересы”. Точно так же и с проектами домов: можно писать книги о стилях, философии архитектоники, развивать математические модели проектирования и искать золотое сечение, но для потребителя важны две вещи: хорошая планировка и приятный внешний вид. Все так просто, что даже неинтересно. С модой то же самое. Например, в Москве появился архитектор, который проектирует дома в “стиле прерий”. Казалось бы, какие прерии в Подмосковье? Но дома симпатичные и удобные, и Подмосковье начинает полниться такими постройками... Так что мода возникает и из хороших проектов. Если проект удался, он сразу становится популярным».

Марина Евдокова

 

если понравилась статья - поделитесь:

сентябрь 2008

Домашний круг
Спорт: адреналин